Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинцам грозит потеря контроля над двумя участками фронта, пишет Die Zeit. Эксперты объясняют это некомпетентностью руководства ВСУ. Армия России пользуется проблемами с координацией украинских войск, развивает наступление и застает командование врасплох.
"За последние сутки зарегистрированы сообщения о 147 атаках. Наиболее тяжелая ситуация сложилась на Покровском участке фронта, также противник проявляет активность на Кураховском участке". Сообщение украинского Генштаба о ситуации на фронте по состоянию на утро пятницы составлено в выдержанном и спокойном тоне. Однако оно вряд ли отражает реальную ситуацию: положение украинских войск на двух из трех важнейших участков фронта значительно ухудшилось на фоне временно замедлившегося продвижения российских сил.
Возле поселка Нью-Йорк, где также сложилась тяжелая для украинцев ситуация, российским войскам удалось продвинуться дальше, в сторону Торецка, причем не только с юга, но и с востока. Не сразу, но в обозримом будущем возможен вариант развития событий, при котором Украине придется уступить русским еще один город.
Однако еще хуже дела обстоят на западе, на участке фронта в районе Покровска. Наступающие на западном направлении российские подразделения смогли занять поселок Прогресс и, судя по всему, почти полностью окружили украинские позиции к северу от этого населенного пункта. Команда аналитиков проекта DeepState, располагающая надежными источниками в украинских военных кругах, уже упоминала, что несколько батальонов ВСУ находятся под угрозой окружения.
Судя по всему, россияне пошли в наступление в прошлые выходные во время "хаотичной" ротации войск. Именно так они подготовили прорыв под Очеретино несколько месяцев назад. Тогда атакующие воспользовались заменой украинских войск на свежие силы и смогли глубоко продвинуть линию фронта, заложив основу для наступления под Донецком.
По данным DeepState, украинцы поступили точно так же, как в Очеретино. На подкрепление вызвали 47-й батальон, хорошо показавший себя в боях, но уже несколько месяцев находящийся на пределе сил. Опять же, как и в Очеретино, он уже не смог переломить ситуацию. В четверг украинские подразделения смогли вырваться из окружения, якобы нарушив приказ командования бригады удерживать позиции любой ценой. Однако подтвердить эту информацию невозможно. Как бы то ни было, войска отвели лишь через несколько дней после возникновения острой опасности окружения. Этот факт не говорит в пользу того, что командование бригады проявило осторожность в планировании.
Эксперты проекта Frontelligence Insight также отмечают проблемы с координацией и "неудачные решения командования", под которым они подразумевают солдат и офицеров. Подобные просчеты могут привести к повторению ситуации с российским прорывом в районе Очеретино. В расположенном к югу от Торецка Нью-Йорке российские атаки застали украинское командование врасплох.
Известный украинский военный корреспондент Юрий Бутусов также говорит о потере контроля на этом направлении. В результате продвижения российских войск, местами до шести километров в неделю, Мирноград оказался в зоне досягаемости российской артиллерии.
Мирноград расположен на главной линии снабжения между Покровском и Часов Яром. Именно от нее зависит большая часть украинской логистики в регионе. Если контроль над городом перейдет к русским и линия снабжения будет прервана, Украине грозит развал фронта. За продолжающееся уже девять месяцев наступление России удалось отвоевать лишь несколько сотен квадратных километров. Но без налаженной логистики с украинской стороны ситуация может резко измениться.
Что привело к возникновению такой ситуации? Военкор Бутусов жалуется, что россияне теперь целенаправленно пользуются плохой координацией между командованием во время развертывания украинских войск. Русские атакуют не наименее укрепленные позиции, а скорее те из них, что укомплектованы особенно поредевшими частями или частями с проблемами в руководстве. В результате даже узкие, хорошо обороняемые участки фронта обваливаются под российскими атаками.
Наблюдатели сходятся во мнении, что решением проблемы должно было бы стать усиление воинских соединений непосредственно на фронте. Однако, хотя темпы мобилизации на Украине уже возросли, новобранцы на передовую практически не попадают. Вместо этого на территории страны формируются новые подразделения. Несколько недель назад Владимир Зеленский заявил, что в настоящее время готовится 14 резервных бригад, которые насчитывают более 60 000 солдат.
Но на фронт они попадут не скоро. Для их оснащения не хватает ресурсов. Как признал Зеленский, поставки необходимых вооружений запаздывают. В прошлом году Запад поставил оружие для проведения контрнаступления девяти бригадам. Тогдашние обещания намного превышают сегодняшние, поэтому неясно, когда эти 14 бригад будут готовы вступить в бой.
Аналитики и наблюдатели критикуют не только формирование новых, но бесполезных на данный момент подразделений, но и увольнение многочисленных опытных командиров, которые должны были их возглавить. Учитывая очевидные проблемы с руководством в районе Донецка, такие офицеры на фронте крайне необходимы.
Дебаты могут быстро приобрести политическую окраску. Так, платформа DeepState, например, является важным источником информации о ситуации на фронте для многих украинцев. На их телеграм-канал подписано более 750 тысяч человек. Крупнейшие украинские СМИ, как онлайн, так и на телевидении, ежедневно используют составленные проектом карты для своих репортажей. И когда группа задает вопросы, легко предположить, что ответов на них требуют прежде всего солдаты и офицеры, от которых проект получает информацию.
Ответы должен дать, например, главнокомандующий Александр Сырский. Весной он объявил, что украинская армия будет оставлять территории, если удерживать их становится опасно. Однако, похоже, до некоторых командиров такая информация пока не дошла. С момента своего назначения в начале февраля Сырский старается показать себя сторонником перемен. Он посещает фронт гораздо чаще, чем его предшественник Валерий Залужный, общается с местными командирами и без колебаний меняет их, если у него возникают сомнения в их профпригодности.
Он также более открыт в общении, чем Залужный (или, по крайней мере, старается работать в этом направлении). Всего несколько дней назад он дал интервью британской Guardian. "Для нас очень важно беречь жизни наших солдат, — отметил он. — Мы не защищаем руины ценой собственной жизни". Он продолжает придерживаться сформулированной ранее цели: "Мы сделаем всё возможное, чтобы контролировать территорию в рамках международно признанных границ по состоянию на 1991 год".
У военного руководства страны есть план по отвоеванию полуострова Крым. "Это реально, — заявил Сырский. — Конечно, это большая военная тайна". Чтобы убедить критически настроенных военных блогеров и репортеров, ему придется добавить конкретики в свои заявления. И хорошо бы рассказать о других районах, кроме Крыма.
Цитата: "Роль мирного населения очень важна"
В начале российской военной операции украинская армия насчитывала менее 200 000 солдат. Примерно столько же российских войск в то время ступило на территорию Украины. Сейчас на подконтрольных Москве территориях дислоцировано более 600 000 российских солдат, всего же в операции принимают участие более миллиона военнослужащих. У украинцев задействовано почти столько же.
Одними лишь профессиональными военными длительные войны не выигрывают. Об этом уже несколько месяцев твердят немецкие политики. В обороне страны должны играть более важную роль резервисты. К защите своей родины должна быть готова не только армия, но и всё население, считает экс-главнокомандующий Валерий Залужный, теперь занимающий должность украинского посла в Великобритании. В своем выступлении на конференции по вопросам безопасности в Лондоне он обосновал это утверждение простой формулой: "Современные войны, к сожалению, — это войны тотальные".
Ни Украине, ни России пока не удалось провести технологическую модернизацию характера ведения боевых действий. Вместо этого своими новыми техническими разработками они пытаются блокировать прогресс противника. Поэтому в качестве компенсации они направляют на передовую всё больше и больше солдат. Это еще одна причина, по которой следует любой ценой избегать войн. Но чтобы общество страны, уже подвергшейся нападению, могло защищаться, оно должно быть к этому готово, считает Залужный. И тут может помочь только "честная и прозрачная коммуникация между государством и народом".
Под прицелом: добровольцы стоят денег
Осенью 2022 года Владимир Путин отправил на войну более 300 000 новобранцев. Частичная мобилизация противоречила политическому курсу президента России, стремившемуся к тому, чтобы военная операция воспринималась мирным населением как что-то максимально далекое. Поэтому российские власти больше не объявляли частичную мобилизацию: вместо этого Кремль полагается на набор добровольцев.
Но это дорого, и ценник растет. Например, Москва увеличила единовременную специальную выплату, которую получают новобранцы в начале службы, до 1,9 миллиона рублей (более 20 тысяч евро). В других регионах специальные выплаты при заключении контракта ниже, но тоже увеличиваются: в некоторых регионах за год они выросли почти в три раза.
Благодаря щедрым выплатам ежедневно в добровольцы записывается около 1000 человек. Однако не обходится без финансовых последствий: зарплаты солдат, премии и выплаты на иждивенцев сейчас обходятся государству примерно в 32 миллиардов евро в год, или в одну десятую всего бюджета.
Постоянное увеличение единовременных выплат за заключение контракта говорит о том, что число добровольцев медленно, но неуклонно сокращается. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что российские губернаторы конкурируют между собой за новобранцев, – видимо, чтобы выполнить заранее установленные квоты. Например, в призывных пунктах Ростовской области обещают добровольцам из других регионов повышенную выплату, если они заключают контракт в течение месяца.
Перспективы: каналы связи с США
Перспективы Украины в немалой степени зависят от того, кто с января следующего года будет находиться у власти в Вашингтоне. Вне зависимости от результата выборов Зеленскому придется налаживать отношения с новым американским лидером.
Украинский президент уже работает на обоих направлениях. В прошлую пятницу, за два дня до снятия кандидатуры Джо Байдена, Зеленский пообщался по телефону с Дональдом Трампом. Политики договорились о личной встрече, но пока не определились с датой. Наряду с этим украинские власти также пытаются установить контакт с лагерем действующего вице-президента Камалы Харрис. Влиятельный глава офиса Зеленского Андрей Ермак во вторник беседовал с советником Харрис по безопасности Филом Гордоном. В случае ее победы на выборах он, возможно, станет советником президента по вопросам национальной безопасности США.
Автор: Александр Эйдлин (Alexander Eydlin).