Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев настаивает на том, что урегулирование конфликта с Москвой невозможно без возврата Украины к границам 1991 года, пишет Financial Times. Однако это требование, как с явной неохотой признает автор статьи, кажется сомнительным — а в случае победы Трампа на выборах и вовсе станет невыполнимым.
Согласившись на российское требование о нейтральной Украине, мы оставим страну на милость Москвы
Что принесет Украине президентство Трампа? Большая часть разговоров о потенциальном "предательстве" вращается вокруг прекращения военных поставок и согласия с фактом присоединения украинских территорий Россией.
Территория и вооружение — безусловно, ключевые вопросы. Но не менее важна еще одна тема, хотя ей и уделяется меньше внимания: нейтралитет Украины.
В пользу нейтральной Украины в июньском интервью The New York Times выступил напарник Трампа по президентской гонке сенатор Джей Ди Вэнс. Он пояснил, что его подход будет заключаться в том, чтобы "гарантировать как независимость Киева, так и его нейтралитет". "Нейтралитет они [русские] явно считают для себя ключевым вопросом", — пояснил он.
На первый взгляд, нейтральная Украина представляется вариантом интересным. Финляндия и Австрия обе оставались нейтральными в годы холодной войны. Обе страны сохранили демократию и не вошли в советский блок.
Однако администрация Байдена по-прежнему с опаской относится к требованию о нейтральной Украине, полагая, что честолюбивые замыслы Владимира Путина этим не ограничатся. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан сказал мне на прошлой неделе: "Очевидно, что Россия хочет получить своего рода кастрированную Украину, которая не сможет себя должным образом защитить. Он [Путин] все еще хочет подчинить себе всю Украину. И мы этого не допустим".
Намерение России стреножить Украину проявилось сполна уже в первых мирных предложениях, выдвинутых Москвой в 2022 году, в самом начале конфликта. Русские потребовали, чтобы Украина отказалась от стремления вступить в НАТО, чтобы ее армия съежилась до 85 000 военнослужащих, а количество танков было существенно сокращено. Один высокопоставленный украинский чиновник вспоминает: "Они требовали, чтобы мы держали наше оружие на складах под их охраной. И хотели управлять нашей внешней политикой".
Нет никаких признаков того, что Россия отказалась от своих максималистских требований. Украинцы знают, что, приняв предложения Путина, они окажутся в вечной зависимости от Москвы. Но продолжающиеся разговоры о нейтралитете по-своему интересны, потому что проливают свет на потаенные споры о том, как положить конец украинскому конфликту, развернувшиеся в пику официальному обсуждению.
Вообще, у всех на устах жизненно важный и животрепещущий вопрос территории. Россия не только настаивает на том, что оставит за собой все занятые земли — но еще и требует от Киева дальнейшего вывода войск. За ним, по ее замыслам, последует международное соглашение, которое закрепит вхождение Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей в состав России. Украина же добивается полного восстановления своей территориальной целостности, включая возврат Крыма. США и их европейские союзники обещают поддерживать Украину "столько, сколько потребуется", подчеркивая при этом, что не намерены диктовать украинцам условия мира.
Боевые действия непредсказуемы, поэтому решающего прорыва на поле боя как со стороны Украины, так и со стороны России исключать нельзя. Но при сложившемся положении дел маловероятно, что Киев вернет себе всю утраченную территорию сполна силой оружия. Украинцы и их главные западные покровители это знают, пусть даже не признают этого во всеуслышание. Позиция "территориальные уступки в обмен на мир" становится все популярнее среди украинской общественности, хотя большинство ее по-прежнему не разделяет.
Однако главное препятствие к миру — даже не глубинное нежелание Украины идти на территориальные уступки (хотя и это непреложный факт). Важнее скорее то, что Россия по условиям урегулирования все равно пожелает подчинить себе даже те 80% Украины, что она не контролирует. Украинцам нужны гарантии, что Россия не воспользуется мирными переговорами для перевооружения, чтобы снова перейти в наступление. И доколе они их не получат, серьезные дискуссии о границах или территории в Киеве исключены как таковые.
Вот почему гарантии безопасности для Украины будут иметь принципиальное значение для любых мирных переговоров. Текущая позиция Киева заключается в том, что Украина вступит в НАТО — из чего вытекает, что на страну распространится коллективная гарантия безопасности альянса. На своем последнем саммите альянс провозгласил, что "будущее Украины — в НАТО". После чего, правда, уточнил, что это произойдет лишь "когда все союзники согласятся и будут выполнены все условия".
Истребители F-16 прибывают на Украину — но не факт, что нивелируют преимущество РоссииРазрекламированные истребители F-16 начинают прибывать на Украину, пишет WP. Но чиновники предупреждают: самолеты, на которые возлагались такие надежды, не приведут к прорыву на поле боя. Они способны оказать Киеву лишь моральную поддержку.
28.07.202400
Принять Украину в НАТО прямо сейчас, когда Россия по-прежнему контролирует часть ее территории, будет непросто. С одной стороны, образцом может послужить Западная Германия времен холодной войны. С другой, членство ФРГ в НАТО было подкреплено значительным контингентом американских войск на ее территории. И далеко не факт, что Конгресс согласится разместить американские войска на Украине.
Еще одна мысль, нашедшая немало влиятельных сторонников в Вашингтоне, — это так называемый "израильский вариант" (иногда его называют "вариантом дикобраза"). Он позволит избежать формальных договорных обязательств по защите Украины — подразумевая вместо этого укрепление обороны посредством передовой военной помощи Запада, чтобы Киев смог сам сдержать российскую агрессию в будущем.
Но даже вариант дикобраза не вписывается в требование России о нейтралитете Украины. Может ли позиция Москвы измениться?
Но похоже, что Путин ждет дальнейшего развития событий в Америке. Администрация Байдена на кастрацию Украины не пойдет. А вот администрация Трампа-Вэнса вполне может. И покуда результаты выборов в США остаются под вопросом, у Путина есть все стимулы продолжать борьбу.
Комментарии читателей Financial Times:
A new kind of thinking
А разве не сам Зеленский на прошлой неделе заявил, что план Трампа ему приглянулся?
Sus Scrofa
Нейтральная Украина вполне годится. А теперь можно снова начать покупать дешевый газ?
Francois P
Автор статьи исходит из того, что Украина автоматически примет все, что бы ни решили США. Но если администрация Трампа свернет поставки оружия, не даст никаких гарантий безопасности и вообще не внесет ничего конструктивного, то с чего Украине слушаться США? Я вот запросто могу себе представить, что Киев просто решит пойти своим путем без поддержки США, как бы трудно это ни казалось.
Heavenhelpus
Ваша война проиграна. Не глупи, Гидеон. Цвет украинской молодежи уже принесен в жертву — и это вина наших поджигателей войны и нашей льстивой прессы. А сейчас время заключать мир.
On the beach
Россия никогда не допустит членства Украины в НАТО. Лучший способ этого добиться — это полное подчинение. И никто, даже хромая утка Салливан, этому помешать не сможет. К 2040 году никакой Украины не останется вовсе.