Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Одни мы во Вселенной или нет? Хотя никто пришельцев пока так и не встретил, книги и фильмы создают узнаваемые образы. Художник по визуальным эффектам Чарли Хенли в ролике для YouTube-канала Vox раскрыл источники вдохновения для создания "Чужого" и других знаменитых инопланетян.
— Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит инопланетянин?
— Они грустные, потому что думают, что не нравятся нам.
— Все зависит от того, как долго развивался их вид.
— Вот инопланетянин.
— А у пришельцев есть нос?
Правильного ответа нет, поскольку никто инопланетян не видел. Но в нашем воображении представители внеземных цивилизаций выглядят вполне определенным образом — и все благодаря книгам, фильмам и телепередачам. То есть, по сути, думая об инопланетянах, мы воображаем уже знакомых персонажей.
Первый фильм, в котором показали внеземную жизнь, называется "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса 1902 года, а изображенные там лунные создания не такие уж и странные. На самом деле они были очень похожи на нас. Их появление было амбициозным и удобным для исполнения в техническом плане.
Чарли Хенли: С практической точки зрения, инопланетян ведь должен был кто-то сыграть, понимаете?
Это Чарли Хенли, оскароносный художник по визуальным эффектам, работавший над франшизой Ридли Скотта "Чужой". Так что да, этот человек провел очень много времени, рассуждая о пришельцах.
Ч.Х.: Очевидно иногда это происходит так: ладно, давайте просто нарядим кого-нибудь...
— Как ты там?
— Хорошо.
— Хорошо? Вот и отлично.
Ч.Х.: Так что в итоге пришельцы получаются с головой, руками и ногами. Смысл в том, что, будь у них разум, они были бы видом, похожим на нас.
Но не все смотрят на ситуацию таким образом.
Эндрю Симион: Нет никаких оснований полагать, что они похожи на нас. Человек — это результат нескольких миллиардов лет эволюции. Поэтому шанс, что на другой планете жизнь развивалась точно так же как у нас на Земле, минимален.
Это Эндрю Симион, директор Исследовательского центра SETI в Беркли, где проводятся эксперименты по обнаружению внеземных технологий.
Э.С.: Нам повезло, что нет необходимости разбираться в биологических особенностях формы жизни, которая создала ту или иную технологию. Мы ищем непосредственно сами технологии и используем их как доказательство существования внеземной жизни.
Но размышления об инопланетных организмах, особенно человекоподобных, подпитывают популярную в научной фантастике тему: отношения между нашими цивилизациями. Всегда есть какое-то взаимодействие: будь то агрессия или дружелюбие.
Ч.Х.: Зачастую мы хотим проецировать их истории на себя. Но это проявление человеческой сущности.
Прекрасная тема для размышлений! Причем как позитивных, так и негативных. Как бы мы повели себя, вступи они с нами в контакт?
— Думаю, это их имена.
— И как мы должны их звать?
Десятилетиями научная фантастика оставалась главным жанром Голливуда, а в последние годы — благодаря совершенствованию технологий визуальных эффектов — кинематографисты получили больше возможностей для экспериментов с обликом инопланетян. Однако даже при наличии нужных инструментов выйти за рамки уже сложившегося представления может быть трудно.
Ч.Х.: Обычно у фильма есть определенная история, своего рода "ДНК", от которой не следует отступать. Например, неоморф в фильме "Чужой: Завет" Ридли Скотта выглядит иначе, но имеет схожие характеристики с оригинальным существом из "Прометея" и первого "Чужого".
Эта связь и вызывает сильную ностальгию по таким франшизам, как "Чужой", но когда создатели отходят от уже существующей "ДНК" персонажа, то рождаются новые образы.
Ч.Х.: В фильме "Грань будущего" фигурируют существа под названием "мимики", мы занимались их первоначальным дизайном. Суть была в том, чтобы существа не были антропоморфными, но подчинялись общим законам жанра.
Для кинематографистов это непростая задача.
Ч.Х.: Проблема состоит в том, что, если созданное существо не подчиняется известным нам законам и не соответствует знакомым формам, то будет сложно реалистично представить его публике.
Нужно придумать нечто совершенно новое, но при этом небессмысленное. Часто именно природа дарит вдохновение для новых образов.
Ч.Х.: При создании неоморфов мы вдохновлялись акулами-гоблинами, которые довольно редки и встречаются только на большой глубине. Их представители имеют особую прозрачную кожу и необычный механизм открывания рта.
Брызгающие чернилами гептаподы в "Прибытии" тоже имеют неземные, но знакомые формы. Эти правила касаются даже Грута из "Стражей Галактики".
Ч.Х.: В определенном смысле он все же является инопланетянином, но раз классического представления о том, как они могут выглядеть, у нас нет, почему бы ему не быть похожим на дерево? Задача дизайнера — изобразить его дружелюбным и продумать технические моменты его движений.
Эти образы инопланетян хоть и являются плодом чьего-то воображения и имеют мало общего с наукой, но их изображения заставляют задуматься о жизни за пределами нашей планеты.
Ч.Х.: Нас всех интересует одно и то же. Кто-то пишет на эту тему картины, кто-то снимает кино, кто-то создает музыку, кто-то общается с друзьями и родными, а ученые пытаются найти ответ с помощью принципов фундаментальной науки и наблюдательной астрономии. Но, по сути, все это составляющие одно и того же вопроса, который крутится в головах всего человечества: одни мы во Вселенной или нет?