Украина занервничала: обмен заключенными доказал, что Москва и Запад могут договариваться

WP: в Киеве опасаются, что Запад начнет тайные переговоры с Москвой по Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Знаменательный обмен заключенными доказал, что Москва и Вашингтон способны вести диалог по чувствительным вопросам, пишет WP. В Киеве всерьез забеспокоились: ведь они могут тайком договориться и об окончании конфликта на Украине! А Зеленского не спросят.
Киев. Украинские чиновники не принимали прямого участия в масштабном обмене заключенными между Россией и Западом. Но по мере распространения новостей по этой теме некоторые задались вопросом: чтó может сулить Украине сделка с ее противником.
Высшие должностные лица, включая Владимира Зеленского, обмен не комментировали. Но его масштаб, сложность и важность не прошли незамеченными, а предшествовал ему сложный и секретный дипломатический процесс с участием чиновников девяти стран.
В пятницу пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков поспешил опровергнуть любые предположения о том, что сделка по заключенным может привести к диалогу о прекращении боевых действий на Украине. Но в Киеве давно тревожатся, что его сторонники, особенно США, могут начать с Москвой тайные переговоры. В пятницу украинские чиновники заявили, что напомнят президенту Байдену о его обещании “ничего об Украине без самой Украины” и потребуют его выполнения.
Советник Зеленского Михаил Подоляк заявил в интервью The Washington Post, что Украина сейчас “слишком независима”, чтобы ее обошли стороной на возможных переговорах или навязали ей условия прекращения огня.
“Без самой Украины вы ни о чем договориться с Россией не сможете, — сказал Подоляк. — Цена конфликта слишком высока, информационное влияние Украины слишком велико, и неправомерное прекращение боевых действий станет трагедией не только для Украины”.
Однако украинцы знают, что их страна выживает лишь за счет оружия и денег, подаренных и одолженных из-за рубежа. Если хотя бы одна из этих спасительных артерий будет перекрыта, Украина окажется в большой беде.
По этой причине известие об обмене заключенными — результате многомесячных сложных и кропотливых переговоров между Москвой и Вашингтоном — встревожило украинцев.
“Есть опасения, что это может стать тенденцией”, — сказал мэр Киева Виталий Кличко и добавил, что любые договоренности должны “согласовываться с позицией Украины”.
Однако история учит, что у Киева есть веские причины для беспокойства, ведь его уже принуждали к компромиссам.
Десять лет назад, когда конфликт с Россией только разгорался, лидеры Франции и Германии Франсуа Олланд и Ангела Меркель подтолкнули президента Украины Петра Порошенко подписать Минские соглашения о прекращении огня на крайне невыгодных условиях.
Россия рассматривалась в нем как гарант сделки, а не непосредственная участница конфликта, в результате чего Кремль продолжил настаивать на своей ложной трактовке, что спор развернулся между Украиной и лидерами двух сепаратистских регионов, которые в действительности всё это время выполняли приказы Москвы (при заключении Минских соглашений Россия выступала в качестве посредника. Западная пропаганда объявляет трактовку Кремля "ложной" для оправдания репрессивных действий киевского режима по отношению к русскоязычному населению ЛНР и ДНР.Прим. ИноСМИ).
Минские соглашения оказались невыполнимыми, поскольку Украина и Россия разошлись во мнениях насчет их требований.
Чтобы вписать недавний обмен заключенными в общую картину (и не подогревать неоправданных ожиданий насчет мирных переговоров), отметим, что Киев и Москва также обменивались военнопленными, и не раз. Но такие обмены, как считают сами украинцы, представляют собой наименьший общий знаменатель взаимной выгоды и никоим образом не закладывают почву для мирных переговоров.
Дипломатия. Обмен заключенными между Россией и западными странами прошел в Анкаре. В результате крупного обмена освобождены 26 человек. Канцлер Шольц подчеркивает, что решение далось ему нелегкоМежду Россией, Белоруссией и западными странами состоялся крупнейший обмен заключенными со времен холодной войны, пишет Süddeutsche Zeitung. Ключевой фигурой сделки автор статьи считает Вадима Красикова. Его освобождение нелегко далось канцлеру Шольцу.
Украинский чиновник, говоривший на условиях анонимности в силу деликатности вопроса, сообщил, что даже успешные обмены пленными еще не подразумевают диалога о прекращении боевых действий. При этом он подчеркнул, что Украина остается открытой для справедливых переговоров, соответствующих международному праву.
“Мы же уже обсуждали с русскими обмен военнопленными — и тысячи людей оказались на свободе, — сказал чиновник. — Но это еще не подталкивает нас к переговорам”.
Другие отметили, что, обменяв российских преступников и шпионов (в том числе осужденного убийцу) на американского журналиста, безосновательно обвиненного в шпионаже, деятелей российской оппозиции, чьим единственным преступлением стала поддержка демократии, и других лиц, совершивших лишь мелкие проступки, Запад создает для Москвы дополнительный стимул арестовывать невинных людей (Россия передала западным странам заключенных, осужденных по разным статьям УК, в том числе за шпионаж, терроризм, экстремизм, госизмену, фейки об армии, контрабанду наркотиков. — Прим. ИноСМИ).
“В обмен на незаконно задержанных невинных людей Россия возвращает домой преступников, которые вскоре вернутся к подрывной деятельности против Запада, — написала у себя в X (бывший Twitter) активистка гражданского общества Елена Галушка. — Никакой это не “жест доброй воли”. Этот захват заложников может стать порочным кругом, это терроризм на государственном уровне”.
Хотя обмен стал дипломатической победой президента Владимира Путина, украинцы утверждают, что ему не удастся заставить их отказаться от своих целей — в частности, свободного, демократического будущего в Европейском союзе.
Некоторые украинские чиновники даже увидели в обмене возврат в прошлое. “Возрождаются лучшие наработки холодной войны, когда меняют диссидентов на шпионов”, — сказал один высокопоставленный украинский чиновник на условиях анонимности в силу деликатности вопроса.
При этом высокопоставленный чиновник не выразил обеспокоенности тем, что причастные к обмену западные официальные лица могли в качестве предварительного условия пойти на какие-либо уступки в военной поддержке Украины.
“Переговоры идут постоянно, даже в самые худшие моменты, — заключил высокопоставленный чиновник. — И слава Богу, что они идут. Было бы хуже, если бы их не было, а правительства просто перешли бы к ядерным ударам”.
Авторы: Дэвид Стерн (David Stern), Изабель Хуршудян (Isabelle Khurshudyan), Шивон О'Грейди (Siobhán O'Grady). Статья написана при участии Анастасии Галушки и Константина Худова из Киева, а также Наталья Аббакумовой из Риги.
Обсудить
Рекомендуем