Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Общая стоимость программы F-35 за весь срок службы превысит два триллиона долларов, пишет MWM. При такой стоимости закупить столько самолетов, сколько планировалось изначально, не выйдет. Однако преемника этому истребителю пока не готовят.
Общая стоимость программы истребителя F-35 за весь срок службы превысит два триллиона долларов, подтвердила новая оценка Счетной палаты США. Хотя стоимость приобретения всех запланированных самолетов для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты составит “всего” 445 миллиардов долларов, эксплуатационные расходы флота за весь срок службы выросли примерно до 1,6 триллиона долларов.
Это результат сочетания факторов, важнейшие из которых — высокие потребности истребителя в техническом обслуживании и расходы на час полета, которые изначально предполагалось сделать сопоставимыми с F-16, его предшественника времен холодной войны. Расходы на поддержание самолета стали серьезной проблемой, и должностные лица Пентагона неоднократно указывали, что изначально запланированный размер флота сделался недоступным по цене. Помимо других затратных мер, Пентагон пошел на многомиллиардные инвестиции в разработку новой версии двигателя F135 (так в оригинале, видимо, все-таки F-35. – Прим. ИноСМИ), поскольку недостаточное охлаждение текущей версии добавит еще 38 миллиардов долларов дополнительных эксплуатационных расходов.
Дополнительным фактором роста расходов стало то обстоятельство, что Пентагон отложил запланированную дату вывода F-35 из эксплуатации до 2088 года, что означает, что он будет эксплуатироваться в течение 74 лет. Первый демонстрационный образец истребителя впервые поднялся в воздух в 2000 году. Столь длительный срок службы будет далеко не беспрецедентным, поскольку F-15 Eagle, в настоящее время старейший в мире истребитель из по-прежнему находящихся в производстве, совершил первый полет в 1972 году и поступил на вооружение 49 лет назад в 1975 году. Поскольку ВВС США все еще приобретают новые F-15, ожидается, что этот класс прослужит в общей сложности порядка 90 лет.
Однако основным фактором долговечности F-15 стала неспособность создать жизнеспособного преемника в лице программы F-22, омраченной чрезмерными потребностями в обслуживании и эксплуатационными расходами и очень низкой дальностью полета. Для F-35 никакого преемника даже не планируется. Ожидается, что истребитель в итоге заменят беспилотные самолеты-невидимки, и в результате он может стать для США последней пилотируемой программой истребителей, поскольку будущее реализуемой на настоящий момент программы NGAD шестого поколения туманно. Однако при сроке службы всего в 8 000 часов на планер, по сравнению с 20 000 часами для новых F-15, все произведенные на данный момент F-35 будут сняты с вооружения задолго до 2080-х годов. Таким образом предполагаемая дата окончательного прекращения программы в 2088 году говорит о том, что Пентагон будет продолжать закупки в течение многих десятилетий.