Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
МиГ-31 – один из самых быстрых боевых самолетов в мире, пишет TNI. Он находится на вооружении уже более четырех десятилетий и до сих пор остается загадкой для Запада. Благодаря модернизации этот самолет продолжит нести службу еще долгие годы, отмечается в статье.
Питер Сучу (Peter Suciu)
Созданный на основе своего предшественника МиГ-25 МиГ-31 стал первым советским истребителем с реальными возможностями обнаружения и уничтожения целей в нижней полусфере и по-прежнему остается грозным противником в небе. Министерство обороны России планирует сохранить МиГ-31 на вооружении как минимум до 2030 года, что отражает его непреходящую стратегическую ценность.
МиГ-31 летает, не зная устали
МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound или “Лисогон”) от КБ Микояна считается быстрейшим из действующих боевых самолетов. Истребитель-перехватчик несет службу уже более четырех десятилетий и на покой пока не собирается. За последние 40 лет самолет получил целый ряд ключевых обновлений, и несколько месяцев назад сообщалось, что последняя его модификация, МиГ-31И, наряду с другими нововведениями получила систему дозаправки в воздухе для увеличения боевого радиуса.
Большинство аналитиков сходится в том, что МиГ-31 способен достигать скорости 2,83 Маха.
“Истребители МиГ-31И дальней авиации России получили возможность дозаправки в воздухе и увеличили дальность боевого применения”, — сообщил государственным СМИ источник в российском оборонно-промышленном комплексе, а другой источник добавил, что МиГ-31И отличается от предыдущего варианта МиГ-31К тем, что оснащен “иными двигателями, авионикой и ракетами”.
Ежедневная военная газета “Известия” (так в оригинале. – Прим. ИноСМИ) сообщает: “Модификация МиГ-31И — самая современная. Этот вариант впервые оснащен уникальными цифровыми комплексами — электродистанционной системой управления и бортовыми компьютерами. Они позволяют в полностью автоматическом режиме без вмешательства пилота вывести истребитель на нужную траекторию запуска и в точно рассчитанный момент запустить гиперзвуковую ракету”.
Благодаря нововведениям устаревшая платформа МиГ-31 останется на вооружении ВКС России еще долгие годы.
МиГ-31: в поле зрения
Произведенный на основе перехватчика МиГ-25 (кодовое название НАТО Foxbat или “Летучая лисица”) и оснащенный современной цифровой авионикой, сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 для Запада по-прежнему окутан тайной — отчасти из-за того, что вокруг всех его возможностей бытует немало домыслов и спекуляций. Его планер состоит на 49% из никелевой стали, сваренной дуговой сваркой, на 33% из легкого металлического сплава, на 16% из титана и на 2% из композитных материалов.
В отличие от МиГ-25, он двухместный, причем заднее сиденье занимает специальный офицер по системам вооружения.
МиГ-31 разрабатывался для эффективной работы в любых погодных условиях, а его высокоаэродинамичный и обтекаемый корпус позволяет ему летать на малых высотах на необходимых сверхзвуковых скоростях. Он оснащен эффективными турбовентиляторными двигателями с низкой степенью двухконтурности, которые увеличивают дальность полета.
Хотя МиГ-31 не предназначен ни для ближнего боя, ни для стремительного маневрирования, он первым из советских истребителей получил реальные возможности обнаружения и уничтожения целей в нижней полусфере и при этом мог отслеживать несколько целей одновременно на больших высотах.
Более того, МиГ-31 первым в мире получил радар “Заслон” с фазированной решеткой и дальностью действия до 200 километров. Он мог отслеживать до десяти целей и захватывать четыре из них одновременно. До 2001 года — когда был принят на вооружение японский Mitsubishi F-2 с усовершенствованным радаром с фазированной решеткой — МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем с такими возможностями во всем мире.
Ходили слухи, что в конце холодной войны “Лисогон” использовался для охоты на американский разведывательный самолет SR-71 Blackbird (“Черный дрозд”) и, как сообщается, однажды даже захватил его своими радарами и нацелил ракеты, однако разведчик так и не нарушил границ советского воздушного пространства. Произошел ли этот инцидент в действительности, остается лишь догадываться.
По-прежнему в строю
Свой первый полет МиГ-31 совершил в сентябре 1975 года, производство самолета началось в 1979 году, а на вооружение он официально поступил в 1982 году.
Советский Союз никогда не экспортировал МиГ-31, и всего было произведено 519 самолетов. Большинство из них остались в распоряжении ВКС России, и еще около тридцати находятся на вооружении ВВС Казахстана.
При этом сообщалось, что в 2007 году Сирия заказала было восемь самолетов МиГ-31Э, однако заказ был приостановлен из-за нажима Израиля и отсутствия средств у Дамаска. Совсем недавно турецкие новостные агентства сообщили, что шесть самолетов могли быть предоставлены ВВС Сирии, однако Россия факт продажи категорически отрицает.
Министерство обороны России рассчитывает, что МиГ-31 продолжат нести службу до 2030 года или дольше.
Питер Сучу — писатель из Мичигана. За двадцатилетнюю карьеру в журналистике написал более 3 200 статей для четырех десятков журналов, газет и сайтов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных отношениях. Также публиковался в Forbes и Clearance Jobs