Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Один из виднейших экономистов Германии Ханс-Вернер Зинн сделал заявление, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Почетный президент экономического института IFOв Мюнхене обвинил правящую коалицию в составе СДПГ, либералов и "зеленых" в намеренном разрушении германской экономики. К числу "разрушителей" он причислил также евробюрократов в Брюсселе. Их действия, заявил экономист, ведут к деиндустриализации Германии и полной потере экономического суверенитета страны.
На заседании Баварского экономического форума (Wirtschaftsbeirat Bayern) Ханс-Вернер Зинн, в частности, сказал: "Энергетическая политика правительства и его "зеленая повестка" привели к искусственно навязанной деиндустриализации, которая фактически уже началась". В этих условиях бизнес не может создать инструменты для адаптации, поскольку правительство и Еврокомиссия действуют в духе командной экономики, они постоянно выпускают указы и директивы, обязывающие к исполнению. Зинн перечислил этапы происходящей "индустриальной трагедии":
- Закрытие последних АЭС – 2023 год,
- Запрет отопления домов мазутом – 2024 год,
- Запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания - к 2035 году,
- Закрытие угольной индустрии – с 2030 до 2038 годы,
- Полный отказ от газа – к 2045 году,
- "Зеленая директива" о демонтаже газовых сетей – 2024 год,
- Закон об энергоэффективности 2023 года предусматривает сокращение потребления энергии на 45% к 2045 году – даже при отсутствии выбросов СО2. Это касается всех видов производства, в том числе полностью "зеленых".
Все это, по мнению Зинна, означает одно – претворение в жизнь программы по деиндустриализации Германии. Первым этапом была деиндустриализация Восточной Германии (бывшей ГДР), где были закрыты фактически все предприятия – как энергетически "грязные", так и "чистые". И вот теперь мы становимся свидетелями процесса удушения западногерманской индустрии – одной из сильнейших в мире.
Навязанный "зелеными" переход на альтернативные источники энергии – ветряной и солнечной – оказался очень дорогим, поскольку эти мощности простаивают в отсутствие солнца и ветра. Соответствующие директивы из Берлина и Брюсселя носят чисто идеологический характер и вписываются в политическую программу деиндустриализации. В то же время начавшийся демонтаж газовых сетей означает, что даже в будущем новому правительству повернуть вспять ситуацию не удастся. В результате дефицита энергоресурсов и в отсутствие русского газа происходит сокращение производственных мощностей внутри страны, начинается их уход за рубеж, а как следствие – сокращение налоговых поступлений в бюджет и снижение уровня жизни.
Ханс-Вернер Зинн сравнивает ситуацию в ФРГ и в соседних странах: снижение производства в обрабатывающей промышленности Германии за последние пять лет составило 9,2%, в Швейцарии за этот же период наблюдался рост на 19,7%, в Австрии – на 7,3%, в ЕС в целом – на 3,6%. За этот же период падение производства в химической отрасли Германии составило 14%, в автомобильной – 20%.
Что могут в этих условиях сделать капитаны немецкой индустрии? По мнению экономиста, они практически бессильны. Энергетическая политика Германии и Евросоюза ведет в тупик. Европейская запретительная политика в отношении нефти и газа также имеет крайне деструктивные последствия. Нефти и газа в мире не становится меньше, просто они сжигаются в другом месте, переход Германии на альтернативные источники энергии не снижает выброс СО2 в глобальном масштабе. Налицо сокрушительный провал "зеленой" стратегии: отказ от нефти и газа, а также каменного угля, проводимый Германией и рядом стран ЕС в одностороннем порядке, вообще ничего не меняет в глобальном масштабе. У этих "зеленых" фантазеров, говорит Ханс-Вернер Зинн, остается грязный бурый уголь, который в мире никому не нужен, и они будут вынуждены его сжигать.
В ряду совершаемых "зеленым лобби" безумств – преждевременный отказ от автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Тем самым Германия субсидирует конкурентов, прежде всего Китай, которые перешли к массовому производству электромобилей. Фактически Германия убивает собственную промышленность и субсидирует конкурентов, которые получают более дешевые нефть и газ.
Вклад Германии в "парниковый эффект" невелик, ее выбросы СО2 в мировом масштабе составляют около 1,7%, но она сознательно душит себя экологическими ограничениями, в то время как другие страны охотно жгут нефть, газ и каменный уголь. Отказ ФРГ от углеводородов вообще не влияет на их потребление в мире: им есть где найти применение на глобальном рынке.
""Зеленая повестка", – говорит Ханс-Вернер Зинн, – это полная иллюзия и нонсенс, экономия СО2 со стороны Германии ничего не меняет в мировой экономике". Единственный способ решить эту проблему – это подписание соответствующих соглашений на мировом уровне с участием крупнейших экономик и производителей выбросов СО2. В то же время промышленность, которую теряет Германия, будет использована другими странами, прежде всего Америкой и Китаем. К ним относится в первую очередь нефтехимия и автопром. "Природа не терпит пустоты", – заключает Ханс-Вернер Зинн.
В интервью американскому телеканалу CNBC Ханс-Вернер Зинн сделал еще одно заявление, которое тревожно прозвучало на весь мир: деиндустриализация Германии началась не сегодня, это устоявшийся процесс. Начиная с 2018 года промышленное производство страны идет на спад. Это связано, в частности, с кризисом автопрома, который является стержнем немецкой промышленности, и от которого зависят другие отрасли экономики. Инвесторы видят, что заявленные нынешним правительством экономические цели, согласно которым Германия должна стать к 2045 году "углеродно нейтральной", нереализуемы, поэтому они отворачиваются от страны, которую начинают называть "больным человеком Европы".
Ведущий немецкий экономист считает, что зависимость от альтернативных источников энергии, таких как солнце и ветер, становится громадной проблемой для предприятий. Нехватку энергии в промышленности можно компенсировать только с помощью традиционных источников, таких как газ и нефть, однако одновременное поддержание альтернативных и традиционных источников энергии весьма проблематично. Это приводит к двойным расходам на энергию, что негативно сказывается на промышленности. Это неправильный курс, резюмировал Зинн. По его словам, все вышесказанное вызывает недовольство граждан, которые начинают отдавать предпочтение правым партиям, таким как "Альтернатива для Германии" (АдГ). А все потому, что немецкой экономике навязан ложный курс из чисто идеологических соображений. Пока не поздно, необходимо вернуться к прагматической политике.
На кризис в Германии указывают многочисленные экономические индикаторы. Важнейший индекс IFOподтверждает, что заказы в секторе машиностроения обвалились, ВВП в течение уже несколько кварталов сокращается или стагнирует. Макроэкономический индикатор PMI (Purchasing Managers Index), который отражает уровень деловой активности, указывает на "сжатие" экономики, инвестиционный капитал буквально бежит из Германии, прежде всего из энергозатратных отраслей экономики. Однако от правительства ФРГ в лице социал-демократов и "зеленых" бизнес-сообщество слышит, что "все в порядке, не надо драматизировать". Несмотря на это, сравнение Германии с "больным человеком Европы" звучит все чаще со стороны инвесторов и бизнесменов, которые жалуются на раздутую бюрократию и запредельно высокие цены на энергию.