Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ряд западных компаний продолжают развивать сотрудничество с Россией. Как сообщает UnHerd, высокая прибыль для них перевешивает "моральные обязательства" и возможные риски. Подобная практика играет на руку Москве, усиливая ее международные позиции.
Не все западные компании, работающие в России, придерживаются четкой нравственной позиции. Сообщается, что американская SLB, крупнейшая в мире группа по обслуживанию нефтяных месторождений, расширяет свою деятельность в России: с декабря она разместила 1 000 вакансий, а в прошлом месяце зарегистрировала две новые торговые марки через местные дочерние компании.
Два главных американских конкурента SLB продали свои российские предприятия местным управленцам с начала спецоперации на Украине в 2022 году, но SLB аналогичных обязательств на себя не взяла — и теперь, похоже, наживается в отсутствие конкурентов. Национальное агентство Украины по предотвращению коррупции назвало SLB “международным спонсором войны”, однако Киевская школа экономики выяснила, что лишь 11% международных компаний покинули Россию с начала боевых действий, тогда как оставшиеся “воспользовались ситуацией, чтобы присвоить себе освободившуюся долю рынка”.
Несмотря на политическую риторику США, осуждающую любое сотрудничество с Россией — в частности, Вашингтон недавно назвал продолжающиеся поставки ископаемого топлива в Венгрию “опасной зависимостью” — сотни крупных американских компаний продолжают работать в стране как ни в чем не бывало. Ранее в этом году генеральный директор американского пищевого гиганта Mondelez заявил, что инвесторам “морально безразлично”, оставаться или уходить, и что при принятии решений они руководствуются лишь рисками для активов — и ничем иным.
Ставки особенно высоки в торговле энергоносителями и топливом, учитывая статус России как сырьевой сверхдержавы — и порвать отношения с Москвой отнюдь не так просто, как внушают нам политики. Неправительственная организация Global Witness обнаружила, что в 2023 году ЕС импортировал 130 миллионов баррелей “отмытых” нефтепродуктов на общую сумму 1,1 миллиарда евро с заводов, перерабатывающих российскую нефть. В настоящее время ЕС продолжает платить огромные деньги за российский газ даже после того, как ВСУ вторглись в Курскую область, что ставит под угрозу транзит газа в Центральную Европу через Украину.
В этом контексте инвесторы, которых больше волнует чистая прибыль, чем видимость нравственности или громкие заявления, могут усомниться в рвении компаний, покинувших Россию. Так, руководитель ушедшей из страны швейцарской нефтегазовой компании ABB посетовал на “конкурентное преимущество”, которым заручились оставшиеся.
Это головная боль для Вашингтона, учитывая согласованные усилия США стать новым поставщиком ископаемого топлива для Европы (сейчас на Америку приходится до половины поставок СПГ в ЕС по сравнению со всего четвертью до начала российской спецоперации). Государственный департамент США признает, что при всем стремлении Вашингтона “лишить Путина прибылей”, сама цель “остановить приток российской нефти чревата серьезными последствиями для мировой экономики”, и это не может не сказаться на работе компаний вроде той же SLB.
Сам Путин наверняка благодарен каждой западной компании, которая решила остаться. В конце концов, они не просто служат этаким нефтяным пятном легитимности для напористой внешней политики России: само их присутствие — это мощный международный рычаг. Москва конфисковала имущество компаний, попытавшихся уйти, и ввела обязательную пятидесятипроцентную скидку на продажу активов “недружественных” стран российским покупателям наряду с внушительным “налогом на выход”. Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что “значительные объемы западных фондов и имущества под российской юрисдикцией” могут “стать объектами российской ответной политики и ответных действий”.
Компании, принявшие решение не уходить, могут не заботить вопросы морали или геополитической стратегии. Вместо этого они сделали ставку на то, что все дополнительные риски работы в России окупятся сторицей. Репутационный ущерб и угроза лишиться активов в результате политических махинаций в Кремле — недостаточно веский аргумент, чтобы перевесить новообретенные конкурентные преимущества.
Автор статьи: Уильям Натрасс (William Nattrass)