Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В ближайшие недели в трех восточногерманских землях пройдут парламентские выборы, которые могут закрепить "особый путь" Восточной Германии (бывшей ГДР), которая так и не смогла полностью интегрироваться в систему ценностей "старой" ФРГ. 40 лет социализма советского образца оставили свой отпечаток: восточные немцы в своем большинстве выступают за "народный" капитализм, против оголтелой американизации, за дружбу с Россией и против всяких неолиберальных "новшеств". Особенно показателен в этой связи стремительный рост популярности "Союза Сары Вагенкнехт" (Bündnis Sahra Wagenknecht – BSW). Эта представительница левой неомарксистской идеологии, вышедшая из рядов восточногерманского комсомола, может получить согласно последним опросам 13,3% голосов в Саксонии, 17,8% в Тюрингии и 17% в Бранденбурге. Тем самым она обеспечит своей партии BSW второе или третье место в земельных парламентах и сможет войти в региональное правительство. Выборы в Саксонии и Тюрингии пройдут 1 сентября, в Бранденбурге – 22 сентября.
Показательно, что высокий уровень поддержки BSW имеет практически во всех восточногерманских землях, в том числе в землях Мекленбург-Передняя Померания и Саксония-Анхальт (14% и 16% соответственно). Вместе с тем, в большинстве "старых" земель ФРГ влияние партии BSW невелико: 2% в Гамбурге, 4% в Баварии и по 8% в Гессене и Баден-Вюртемберге. Лишь в бедной земле Саар за BSW голосуют 9%, поскольку здесь живет муж Сары Вагенкнехт, бывший председатель СДПГ Оскар Лафонтен. Это еще раз подтверждает тот факт, что даже после объединения ГДР и ФРГ в 1990 году продолжают существовать "две Германии" – восточная и западная, имеющие большие различия по менталитету и политической традиции.
Наблюдатели считают, что реальная борьба за голоса "недовольных" в восточногерманских землях развернется между левым союзом BSW и правой "Альтернативой для Германии" (АдГ). Так, в Тюрингии по последним опросам лидирует АдГ (30%), на втором месте – консервативный союз ХДС и на третьем – BSW – 17,8%. Правящие партии нынешней коалиции могут рассчитывать на небольшое количество голосов, СДПГ – на 7%, при этом в ландтаг не пройдут "зеленые" - 4% и либералы – 3%. В Саксонии сохранит лидирующие позиции консервативный союз ХДС (33%), на втором месте АдГ – 30%, союз BSW – 13,3%. "Зеленые" и СДПГ смогут, судя по всему, войти в саксонский ландтаг с показателем в 6%.
Показательным является отношение Сары Вагенкнехт и ее союза BSW к России в контексте проводимой сейчас спецоперации на Украине. BSW требует прекратить оказание военной помощи Украине и начать переговоры по мирному разрешению конфликта. Это требование находит поддержку у восточногерманских избирателей, которые всегда отличались антивоенными настроениями и видят причину конфликта в расширении НАТО на восток. Они не поддерживают позицию нынешнего руководства ФРГ в украинском конфликте. Ведущий кандидат от BSW на выборах в Тюрингии Катя Вольф заявила в этой связи: "Мы, восточные немцы, особенно чувствительны к любым проявлениям агрессии. Для нас война – это не просто геостратегический конфликт, это вызов нашей системе ценностей". По мнению социологов, пророссийские настроения в Восточной Германии – это не фигура речи, это реальность, которую нужно воспринимать объективно. Согласно опросам, четверть восточных немцев чувствует себя в культурном отношении ближе к России, чем к США, на западе Германии таких лишь 7%.
Особую роль в предвыборной кампании Сары Вагенкнехт играет средний и малый бизнес восточных земель.
Экономика Восточной Германии и 34 года спустя после объединения основана на малых и средних предприятиях, процесс подчинения крупному капиталу Запада пока не затронул мелких собственников, которые являются носителями идеи "народного" капитализма. Ни одно из предприятий Восточной Германии не включено в индекс DAX самых успешных компаний страны, исключение представляет лишь Jenoptik AG из Йены. По данным саксонского министерства труда, 87,4% зарегистрированных предприятий используют труд менее десяти человек. Однако на малые предприятия приходится две трети продаж в Саксонии и Тюрингии (по всей Германии – 27%). Малый бизнес восточных земель страдает от недоинвестирования, бюрократии, нехватки квалифицированных кадров. В период с 1991 по 2022 годы Восточную Германию покинули 1,2 миллиона человек. В основном это были молодые люди, которые переехали в западные земли в поисках лучшей жизни.
Объединение Германии нанесло сильнейший удар по предприятиям ГДР, которые были традиционно связаны с Россией/СССР. Они подверглись принудительному банкротству, хотя были полностью рентабельны и имели портфель заказов. В этой связи восточные немцы всецело возлагают вину на западногерманский истеблишмент, который избавился от нежелательного конкурента. Недовольство оставшихся направлено на "алчных западных капиталистов", поэтому они голосуют за правую "Альтернативу для Германии" и левый "Союз Сары Вагенкнехт". BSW подчеркивает в своей предвыборной программе, что борется за права малого и среднего бизнеса и рассчитывает на его поддержку.
По мнению наблюдателей, даже за прошедшие десятилетия после падения Берлинской стены сближения между западом и востоком Германии не произошло. Скорее наоборот, культурный и ценностный разрыв усилился практически по всем вопросам, в том числе по отношению к России. В результате длительной принадлежности к разным политическим и культурным системам (западной и советской) в Германии фактически сформировались две нации. Западные и восточные немцы существенно отличаются по психологическим и мировоззренческим характеристикам, хотя формально и говорят на одном языке. Именно поэтому правящие в западногерманском истеблишменте неолибералы опасаются, что консервативная революция, назревающая в Восточной Германии, перекинется и на западные земли.