Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Оставшись в Арктике с двумя старыми ледоколами, США поняли, что без иностранной помощи им не обойтись, пишет "Хуаньцю шибао". В итоге им пришлось заключить "Ледовый пакт" с Финляндией и Канадой, чтобы хоть как-то прикрыть свою "ледокольную брешь". Но удастся ли это — большой вопрос.
Недавно средний ледокол береговой охраны США загорелся во время плавания и был вынужден отказаться от ежегодного летнего патрулирования Арктики. Этот инцидент подчеркивает недостатки существующего ледокольного флота Соединенных Штатов.
Вероятно, прекрасно осознавая собственные серьезные недостатки в этой области, США вместе с Канадой и Финляндией не так давно подписали трехстороннее соглашение, которое направлено на совместное развитие возможностей тяжелого кораблестроения — "Ледовый пакт" (ICE PACT). Штаты надеются обратить вспять тенденцию к снижению конкуренции в этой области. Некоторые аналитики также заявили, что действия трех стран направлены на то, чтобы накопить силы для будущей конкуренции в Арктике. Итак, может ли "Ледокольный альянс" поколебать преимущество России в Арктике?
В условиях глобального изменения климата, температура в Арктике постепенно повышалась, а возраст арктического морского льда сократился с более чем четырех лет в 1980-х годах до 1-2 лет в 2020-х годах. Это делает перспективы освоения судоходных путей, нефтегазовых и рыбных ресурсов в арктическом регионе все более радужными. В условиях растущего стратегического значения Северного Ледовитого океана незаметно началась серьезная конкуренция за владения ледовым флотом.
Основными игроками в гонке арктических ледоколов можно считать: Россию, Канаду, Финляндию, Швецию и США. Эти страны также являются основными владельцами кораблей данного типа. Общее количество судов, которыми обладают эти пять стран, составляет 80% от общего количества в мире. Среди этой пятерки Россия располагает самым большим числом судов. В настоящее время в ее распоряжении более 40 ледоколов, в том числе несколько атомных. Ее арктический флот больше, чем у Канады, Финляндии, Швеции и Соединенных Штатов, вместе взятых (около 30 судов). С другой стороны, если посмотреть на четыре страны — Канаду, Финляндию, Швецию и Соединенные Штаты — по количеству ледоколов США окажутся в самом конце списка: у них есть всего два судна. Неудивительно, что американский аналитический центр, обеспокоенный стратегической конкуренцией в Арктике, заявил об образовании "ледокольной бреши".
В настоящее время все ледоколы в США принадлежат Береговой охране. В распоряжении имеется только один тяжелый и один средний ледокол, причем они относительно старые: первый был введен в эксплуатацию в конце 1970-х годов, второй — в 2000 году. В 1990 году Береговая охрана США и соответствующие ведомства направили президенту письмо с предложением разработать программу замены тяжелых ледоколов. Однако по ряду причин этот вопрос не был включен в повестку дня. Что еще хуже, был сорван не только план обновления флота: даже существующие суда не получили необходимых средств на техническое обслуживание и модернизацию. В период с 2004 по 2005 год у США вообще не было ледоколов, поэтому им приходилось арендовать российские суда для выполнения исследовательских миссий в Антарктике.
Только в 2012 году США наконец-то запустили программу закупки тяжелых ледоколов (до этого планировалось приобрести три судна), но впоследствии выявился целый ряд недостатков. Первым из них оказалась проблема проектирования. Американское судостроительное сообщество не занималось конструированием и строительством тяжелых ледоколов уже более 50 лет, что напрямую привело к серьезным задержкам в проектировании тяжелых судов. Лишь в 2023 году были нарезаны стальные листы для постройки крупногабаритных кораблей. Сразу после этого верфи столкнулись с основной проблемой — для корпуса тяжелого ледокола требуется специальная сталь, процесс резки, формовки и сварки которой дольше, чем для обычных крупных океанских судов. К сожалению, уровень Соединенных Штатов не соответствует требованиям. Дело не только в технических проблемах — на американских верфях не хватает квалифицированных сварщиков. Даже если США решат все эти проблемы, первый новый тяжелый ледокол будет спущен на воду не раньше 2028 года.
В действительности, еще при администрации Трампа финские чиновники предложили Штатам арендовать и купить их ледоколы, потому что финская судостроительная промышленность может поставлять продукцию быстрее и по более низкой цене. Однако в то время в США было четкое указание — суда данного типа должны строиться в только внутри страны. Указ о "национальных кораблях и национальном строительстве" при закупках правительственных судов и военных кораблей фактически постепенно стал камнем преткновения для выхода США из "ледокольного кризиса".
Таким образом, после более чем десятилетней беготни по кругу США поняли, что у них нет другого решения этой дилеммы, кроме как обратиться за иностранной помощью.
Во-первых, у Финляндии есть большие возможностями в области разработки и строительства ледоколов. Она располагает полным набором инструментов для проведения исследований и строительства — от ледяных бассейнов до судостроительных верфей. Отметим, что Россия уже давно стала крупным заказчиком финской судостроительной промышленности. Например, страны подписали контракт о начале строительства большого ледокола в начале 2022 года. Однако соглашение было расторгнуто после начала специальной военной операции. Фактически, в том, что касается ледоколов, производственные мощности Финляндии превышают ее собственные потребности.
Во-вторых, у Канады гораздо более протяженная арктическая береговая линия, чем США, и она традиционно придает большое значение тяжелому судостроению. С точки зрения Соединенных Штатов, "Ледовый пакт" — это способ компенсировать свои недостатки. "Мы будем стремиться к обмену опытом, информацией и возможностями", — заявили в Вашингтоне. Америка в очередной раз используют свое положение "лидера" в системе альянса для удовлетворения собственных стратегических потребностей.
В-третьих, нынешний "Ледовый пакт" достиг руководящих принципов высшего уровня только в трех странах — США, Канаде и Финляндии. Согласно обнародованной американским правительством информации, конкретные рамки соглашения не будут определены до конца года: еще предстоит разобраться с неясностями. В интервью средствам массовой информации некоторые официальные лица США заявили, что Америка и ее союзники надеются построить 70-90 ледоколов в ближайшие десять лет. Эта обнадеживающая цифра отражает стремление Соединенных Штатов ликвидировать "ледокольную брешь". Но это всего лишь ожидания, потому что развить всю отрасль в одночасье трудно. Как осуществлять сотрудничество между тремя странами, как избежать препятствий в виде законов и нормативных актов США и так далее — вот первоочередные вопросы, на которые предстоит ответить. Таким образом, еще неизвестно, куда в конечном итоге может привести "Ледовый пакт".
Автор статьи: Ши Юй (时雨).