Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тенденция к дедолларизации все более очевидна, и это не может не волновать США, пишет "Хуаньцю шибао". Американцы пытаются спасти гегемонию доллара с помощью цифровой валюты. Автор объясняет, почему этот план рискует провалиться.
По сообщениям американских СМИ, некоторые члены Конгресса США призывают Федеральную резервную систему (ФРС) как можно скорее принять меры по выпуску цифрового доллара в ответ на негативное влияние на международный статус доллара выпуск таковых валют Китаем и другими странами. Что касается конкретных действий, демократы и республиканцы добиваются голосования по соответствующему закону в комитете Палаты представителей по финансовым услугам в следующем месяце.
Американские конгрессмены традиционно много размышляют о том, как укрепить международный статус доллара, чтобы максимально продлить эпоху его гегемонии, и действительно играют немалую роль в его продвижении. Например, после Великой депрессии 1930-х годов, чтобы ограничить права коммерческих банков, сенатор Картер Гласс и конгрессмен Генри Б. Стиголл совместно представили "Закон Гласса-Стиголла". Позднее этот закон стал известен как "Банковский закон 1933 года" и установил относительно стабильную структуру банковского дела и операций с ценными бумагами для американской финансовой индустрии на следующие 60 лет. Другим примером является то, что после того, как 2 декабря 2001 года компания Enron подала заявление о банкротстве, что стало вторым по величине таким делом в истории Соединенных Штатов, чтобы восстановить доверие инвесторов к рынку американского капитала, Пол Сарбейнз, тогдашний председатель банковского комитета Сената, и Майкл Оксли, председатель Комитета по финансовым услугам Палаты представителей, в 2002 году выступили соавторами "Закона Сарбейнза — Оксли" о реформе бухгалтерского учета в государственных компаниях и защите инвесторов. Закон внес существенные поправки в "Закон о ценных бумагах 1933 года" и "Закон о фондовых биржах 1934 года", а также ввел множество обязательных положений в области корпоративного управления, аудита и надзора за рынком ценных бумаг.
Сегодня, перед лицом активных действий крупных экономик за пределами США по разработке и введении цифровой валюты, некоторые американские конгрессмены предложили ускорить принятие законодательства о цифровом долларе. В настоящее время 16 стран "Большой двадцатки" разрабатывают или тестируют цифровые валюты. В частности, главный конкурент доллара, евро. Его банк-эмитент, Европейский центральный банк, не только выпустил отчет о цифровом евро, но и планирует запустить "анонимный" цифровой евро. Американские конгрессмены считают, что Федеральная резервная система США должна принять меры по запуску цифрового доллара как можно скорее, чтобы доллар продолжал оставаться основной мировой резервной валютой. Что касается ФРС, органа, принимающего решения в этом вопросе, самой сложной проблемой для него в настоящее время является борьба с высокой инфляцией и предотвращение экономического спада, поэтому на данный момент он не хочет спешить с выпуском цифровой валюты. Несмотря на это, президент США Джо Байден принял к сведению призывы конгрессменов и поручил провести исследование рынка цифровых валют.
Сильный доллар сеет хаос по всему миру – и это только началоПроисходящее на финансовых рынках повергло многих в шок. Доллар начал расти и сейчас силен как никогда. Такое усиление обернется потрясением для мировой финансовой системы, это лишь дело времени, предупреждают авторы статьи для Bloomberg.
30.07.202200
Объективно говоря, хотя доллар сильно пострадал от международного финансового кризиса 2008 года и даже некоторое время колебался, однако, исходя из инерции валют-гегемонов и отсутствия системного развития потенциальных соперников, а также последовательного введения Соединенными Штатами в последние годы соответствующих мер по возрождению обрабатывающей промышленности, международный статус доллара в определенной степени укрепился, либо можно сказать, что тенденция к его снижению была временно остановлена. Это отражено в валютной структуре корзины специальных прав заимствования (СДР), объявленной после того, как Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) недавно единогласно принял решение пересмотреть оценку СДР. Вес доллара увеличился с 41,73% до 43,38%, а вес евро, иены и фунта стерлингов снизился с 30,93%, 8,33% и 8,09% до 29,31%, 7,59% и 7,44% соответственно, что свидетельствует о том, что доллар за последние пять лет укрепил конкурентное преимущество над основными соперниками в капиталистической денежной системе. Что касается увеличения веса юаня с 10,92% до 12,28%, то оно тесно связано со значительным усилением позиций Китая в мировой торговле и существенным увеличением доли юаня в мировых валютных резервных активах и валютных операциях за последние пять лет.
Конечно, судя по истории развития мировых валют и их изменениям со времен промышленной революции, невозможно, чтобы какая-либо доминирующая валютная система сохраняла свое господство вечно, что подтверждается созданием Бреттон-Вудской системы в 1944 году и заменой фунта на доллар в качестве нового глобального финансового гегемона. Определяющими факторами ведущей мировой валюты являются четыре аспекта: масштаб и конкурентоспособность реальной экономики страны, представленной обрабатывающей промышленностью; масштаб и конкурентоспособность торговли товарами и услугами; международные возможности гибкого коммерческого вмешательства и невидимых систем финансового контроля; а также всесторонние возможности глобальной морской системы проецирования и нанесения ударов и так далее. Глядя на ключевые показатели в вышеприведенных четырех аспектах, можно заметить, что некоторые из абсолютно доминирующих позиций, которые когда-то имели Соединенные Штаты, постепенно сходят на нет, и в последние годы все более очевидная тенденция к "дедолларизации" и выстраиванию недолларовых систем расчетов в некоторых странах. Хотя это еще не подорвало принципиальные позиции доллара, но вызывает особую озабоченность у американских законодателей и политиков Белого дома.
С точки зрения денежной системы ценность валюты страны как мировой валюты заключается в упрощенных и стабильных транзакциях и содержащейся в ней трехмерной системе власти, такой как государственный кредит, мягкая и жесткая сила. Ключевой опорой является не только абсолютная "жесткая сила" страны с доминирующей валютой в реальной экономике, представленная обрабатывающей промышленностью, но и ее "мягкая сила" в формулировании и пересмотре торговых и финансовых правил, а также всесторонняя способность поддерживать стабильность международной валютной системы. Подытоживая, современная денежная система с валютой одной страны в качестве ее основной опоры — это не только символическое существование валюты этой страны на рынке, но и влияние технологий этой державы, производства, инновационных идей, международной координации и комплексной "выжимки" лидерства. Соответственно, изменения в мировой валютной системе тесно связаны с изменениями вышеупомянутых ключевых переменных.
Как сказал профессор Гарварда Кеннет Рогофф, для небольших стран с формирующимся рынком криптовалюты могут стать заменой доллара, в то время как для крупных стран, если они хотят, чтобы их национальные валюты заменили доллар, главной проблемой является создание "массового сетевого эффекта". И если однажды удельный вес США в мировой экономике упадет ниже 20%, то их фантазии о сохранении гегемонии доллара путем продвижения цифрового доллара или других смежных законов, будут равносильны "поиску рыбы на дереве" (Обр. напрасный труд. — Прим. ИноСМИ.).
Чжан Юйгуй (章玉贵) — декан факультета международных финансов и торговли Шанхайского университета иностранных языков