Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ведущие чешские СМИ придумали много хитрых способов протаскивать на свои страницы украинскую пропаганду, пишет Denik. Подобия объективности нет и в помине, отмечает автор. СМИ ловко играют на эмоциях читателей, чтобы мобилизовать их на поддержку Украины.
Неудачное и уже ставшее легендарным высказывание Петра Фиалы о том, что "мы ведем войну", в одном оказалось точным. Мейнстримные СМИ так информируют нас о событиях на Украине, будто мы на самом деле оказались в центре открытого конфликта. После начала СВО чешские СМИ начали совершенно бездумно перенимать украинскую пропаганду. Приведу конкретные примеры.
Граждан бомбардируют однобокой интерпретацией событий, а правда становится одним из ценнейших элементов общественной дискуссии. Пришло время задуматься над тем, какие последствия это может повлечь для объективности информации и демократической дискуссии в Чешской Республике.
Ситуация в чешском медиапространстве после начала конфликта резко изменилась. Мейнстримные СМИ, которые уже давно приняли по отношению к внешней политике линию, не допускающую дискуссий ("с Западом навсегда и никак иначе"), тут же подхватили нарратив украинских пропагандистов.
СМИ, не входящие в мейнстрим, в свою очередь разделились на две группы. Часть из них информирует чешскую общественность исключительно о российской точке зрения на текущий конфликт. Но большинство все-таки заняло прагматичную позицию. И особенно после украинского фиаско летом 2023 года они негативно относятся к военному решению конфликта, к постоянной отправке украинцам военной техники и боеприпасов, которые затем уничтожаются на линии фронта вместе с "мясом". Вооруженный конфликт, который сейчас разворачивается на Украине, выделяется среди остальных конфликтов последних десятилетий своей интенсивностью и тем фактом, что он перемалывает любую технику, сколько бы она ни стоила при сходе с конвейера.
Неонацисты против "оккупантов"
Дегуманизация противника — оружие пропаганды, которая исполняет жуткую симфонию ненависти и насилия. Приравнивание солдат противника к "нацистам, фашистам, оккупантам" или "оркам" имеет только одну цель — расчеловечить их и превратить в монстров, которые не заслуживают сочувствия и жалости. Таким образом пропаганда не только оправдывает жестокость и насилие, но и мобилизует людей на еще большие жертвы и сплочение. Страх и ненависть распространяются, как пожар, манипулируют общественным сознанием и разделяют общество на "своих" и "чужих". (…)
Методы чешского мейнстрима
С первых дней вооруженного конфликта на Украине чешские СМИ наводнили драматичные и душераздирающие кадры с мест боев, которые служили инструментом (про)украинской пропаганды. Тщательно отобранные и смонтированные, они должны были глубоко врезаться в сердца людей и мобилизовать их на помощь Украине. (…)
Помимо роликов, инструментом украинской пропаганды стала и статистика. Потери в танках и живой силе — именно эти два аспекта чаще других упоминались, когда речь шла о российских потерях на фронте. Танк — стальной лев любой армии, и численность танков нередко приравнивается к ее силе. Немаловажен и человек, а точнее люди, много людей, без которых никогда ничего не выйдет, потому что в конечном счете не будь людей, не было бы и конфликтов. (…)
Надеясь восстановить свой разрушенный флот, Киев просит западные подлодкиБесконечное военное "хочу" Киева вышло на новый уровень, констатирует автор статьи для infoBCICS. Теперь Украина требует от своих союзников подводные лодки - чтобы закрепиться на Черном море и, ни много ни мало, стать "морской державой".
10.07.202400
Украинского флота уже практически не существует, но пропаганде удается отвлекать внимание от этого факта и одновременно принижать в медиапространстве российского противника. В частности, речь идет о морской "партизанской" или асимметричной войне, которая заключается в ударах по кораблям российского Черноморского флота с помощью морских дронов и противокорабельных ракет, не подвергая риску собственные суда, потому что ни одного мало-мальски значительного судна у Украины нет. Благодаря этому в СМИ появляются новости только о российских потерях на море. (…)
Проукраинская пропаганда прошла в чешских СМИ несколько этапов спада, которые коррелировали с ключевыми военными событиями и изменениями в динамике конфликта. На начальном этапе, в феврале и марте 2022 года, быстрое продвижение российских сил и угроза сдачи Киева произвели шок. Причем новости об этих событиях часто затмевали проукраинскую пропаганду. Последующие тяжелые бои за Мариуполь в апреле и мае 2022 года, как и безуспешное украинское контрнаступление в Херсонской области в июле-августе 2022 года, вызвали поток новостей об огромных потерях и сложностях ВСУ. Зимняя стагнация и ожесточенные бои в Донбассе в декабре 2022 – феврале 2023 года повлекли большие потери и осложнили положение обеих сторон, что снова ослабило проукраинскую пропаганду. Точно так же и безуспешное контрнаступление на юге в августе и сентябре 2023 года привело к большим потерям и стратегическим проблемам, в результате чего больше информации поступало о сложном положении ВСУ. Главные причины этих спадов — реальные военные потери, психологическое воздействие постоянных провалов и изменения в коммуникационной стратегии украинцев. (…).
Последствия для чешского общества
Политики часто говорят о расколотом обществе, которое хотят более или менее скрепить воедино. Но давно наше общество не получало столь болезненного и кровавого удара, как сейчас, во время вооруженного конфликта на Украине. Политическая дискуссия между носителями разных мнений превратилась в табу. Сторонники гуманистических позиций Гавела придумали ярлыки вроде "хочумиров" или "отщепенцев" и собирают деньги на оружие для Украины. Поскольку эта риторика свойственна и нынешнему правительству, и большинству отечественных журналистов, закономерно предположить, что в обозримом будущем ситуация не улучшится. Дискуссия с "отщепенцами" и "хочумирами" практически исключена, и об объективности в медиа-пространстве нам остается только мечтать.
Можно предположить, что до завершения конфликта на востоке ситуация не улучшится и более того, возможно противоположное. (…)
Где брать информацию?
Если чешский гражданин в сложившейся ситуации хочет получить самую объективную информацию, то есть добраться до реального положения дел на "восточном фронте", то ему придется отказаться от мейнстримных СМИ и погрузиться в опасное информационное пространство, которое гордо зовется социальными сетями. (…)
Идеальный путь получения правдивой информации о ситуации на фронте — читать некоторые каналы обеих сторон конфликта, где публикуется подтвержденная информация. (…)
Автор: Адам Чалоуд (Adam Čaloud).