Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ВСУ начали использовать для прикрытия американских танков Abrams динамическую защиту советской эпохи "Контакт-1", пишет MWM. Не помогло. Американцы создали эти танки, чтобы противостоять советским Т-62- и Т-64, которые значительно превосходили и американские, и британские.
Свежие кадры подтвердили уничтожение еще двух танков ВСУ M1A1 Abrams (“Абрамс”), продолжив долгую вереницу потерь дефицитных машин, поставленных США. Первый подбитый танк был замечен около села Волчье на Покровском направлении в Донбассе — в непосредственной близости от местности, где ВСУ потеряли большинство своих “Абрамсов”. Второй был уничтожен в том же районе недалеко от населенного пункта Бердычи. При этом на кадрах видно, что второй танк был усилен броней из дополнительных пластин, противодронными клетками и советской динамической защитой “Контакт-1”.
Всего неделю назад подтвердились серьезные повреждения еще одного “Абрамса”, захваченного российскими войсками и снятого при буксировке недалеко от стратегически важного города Авдеевка вместе с Leopard 2A6 (“Леопард) немецкого производства. M1 Abrams повсеместно считается самым боеспособным классом западных танков — и, за исключением южнокорейских танков K2, недавно приобретенных Польшей — самой грозной бронемашиной в рядах НАТО.
При весе порядка 70 тонн (а в некоторых конфигурациях ближе к 80 тоннам), “Абрамс” — один самых тяжелых танков в мире и несет значительно больше брони, чем большинство аналогов. Первые поставки машин на Украину в сентябре 2023 года подстегнули в западном мире прогнозы и надежды, что они обеспечат подавляющее превосходство над российской бронетехникой и позволят ВСУ добиться важных прорывов (вплоть до сухопутного наступления на Крымский полуостров).
Всего Украина получила 31 танк, однако минимум 20 из них уже уничтожены, выведены из строя или захвачены. При этом минимум один был подбит российским Т-72Б3 после обмена выстрелами в первую неделю марта. Кроме того, “Абрамсы” были развернуты на передовой лишь спустя почти пять месяцев после доставки. Танки впервые были замечены на фронте 23 февраля, а первая потеря была подтверждена всего три дня спустя. После дальнейших потерь в феврале и марте ВСУ в конце апреля вывели оставшиеся “Абрамсы” с передовой. Однако потери оставались высокими: последние были подтверждены 3 июля, 30 июля и ранее в начале мая — причем все они были уничтожены управляемой артиллерией. В более свежем ролике от 11 августа “Абрамс” был уничтожен беспилотником.
M1 “Абрамс” разрабатывался во времена холодной войны преимущественно для борьбы с советскими войсками на европейском театре. Основным фактором, придавшим срочности разработке, стал результат совместных оценок США и Израиля войны Судного дня 1973 года, в ходе которой советские танки Т-62 впервые столкнулись с западной бронетехникой. Специалисты пришли к выводу, что T-62 имеет значительное превосходство над лучшим американским танком M60 — несмотря на то, что в советских бронетанковых войсках ему на смену уже пришли более новый T-64 и его более дешевая модификация T-72. Эти опасения усилились в результате танковых столкновений в ирано-иракской войне, в ходе которых иракские T-62 и T-72 постоянно одерживали убедительные победы над иранскими M60 и Chieftain (“Вождь”), поставленных США и Великобританией соответственно. “Абрамс” впервые поступил на вооружение в 1980 году, хотя считалось, что его 105-мм пушка уступает по мощности 125-мм орудиям современных на тот момент советских танков.
В ответ на опасения по поводу ограниченной огневой мощи в 1986 году был запущен в производство вариант M1A1 с улучшенной 120-мм гладкоствольной пушкой и другими усовершенствованиями. Поступив на вооружение более чем через 20 лет после Т-64, М1А1 запоздало сократил разрыв в эксплуатационных характеристиках со старыми советскими машинами. При этом размеры американской машины и крайне высокие требования к топливу и обслуживанию вызывали вопросы насчет ее пригодности в масштабных операциях, где могут возникнуть трудности с логистикой.
Сегодня российские и западные аналитики продолжают горячо спорить о том, чей боевой потенциал больше — последних вариантов “Абрамса” или российского T-90, который, в свою очередь, сам не более чем производная от T-64. При этом обе страны последний раз вводили в эксплуатацию новый танк, созданный “с чистого листа”, еще в 1980-х. Однако, несмотря на то, что российская армия ускоренными темпами получает новые T-90, Вашингтон даже не планирует поставок новых “Абрамсов” для восполнения потерь ВСУ.