Семь загадок Солнечной системы, которые ученым лишь предстоит разгадать

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Брайан Резник (Brian Resnick)
Почему наша Луна такая странная? Была ли когда-нибудь жизнь на Марсе? С нами по соседству притаились большие космические вопросы.

В следующий раз, когда увидите полнолуние, подумайте вот о чем: ведь никто точно не знает, откуда Луна вообще взялась.

"Мы и понятия не имеем, откуда взялась Луна, — призналась автор и популяризатор науки Ребекка Бойл (Rebecca Boyle) в подкасте Vox "Необъяснимое" о больших тайнах и вопросах без ответов. — Полагаю, для многих людей это нечто само собой разумеющееся, нечто банальное. Ведь по-настоящему интригуют галактики, туманности, звезды и далекие планеты".

Это правда, что ответы на самые грандиозные научные вопросы таятся в самых дальних уголках космоса — как и когда образовались первые галактики, что происходит внутри черной дыры и так далее — но не менее важные вопросы притаились и по соседству, в нашей собственной Солнечной системе.
Исследовать Солнечную систему с ее планетами и спутниками — значит лучше понять, чтó в принципе возможно в дальних уголках космоса. Все, что мы узна́ем о собственных задворках, поможет нам лучше познать Вселенную. Если доказательства существования древней жизни обнаружатся даже в таком враждебном мире как марсианский, то мы лучше поймем, возможно ли это на других планетах. А если разберемся, как погибла жизнь на Венере, то разгадаем, как часто гибнут планеты вокруг других звезд.

Ответы на самые заковыристые загадки Солнечной системы помогут нам лучше понять, откуда мы взялись, сколько нам еще предстоит и что после нас останется. Вот лишь некоторые из них.

Что убило Венеру?

"Адский пейзаж" — лучшее описание Венеры, второй планеты от Солнца. Температура ее поверхности почти 500 градусов — она самая горячая в Солнечной системе. Ее атмосфера почти полностью состоит из углекислого газа, который создает мощный парниковый эффект. Над ландшафтом из бритвенно-острой вулканической породы нависают облака из разъедающей серной кислоты. Давление на поверхности Венеры примерно в 92 раза больше, чем на Земле на уровне моря.

И все же некоторые ученые подозревают, что Венера когда-то была очень похожа на Землю, а на ее поверхности был океан жидкой воды — почти как тот, что поддерживает жизнь на нашей планете. Отсюда встает вопрос и о жизни на Земле.

"Венера и Земля — планеты-сестры, — говорит Робин Джордж Эндрюс (Robin George Andrews), вулканолог и автор книги "Супервулканы: что они говорят нам о Земле и других мирах". — Они появились в одно и то же время и сделаны из одного материала, только Венера — это ужас и полный апокалипсис, а Земля — наоборот, рай. Как же так вышло, что сущий рай соседствует с потерянным?"

Есть две гипотезы. По первой, дотла Венеру спалило Солнце. По второй — вулканы.

Откуда все-таки взялась Луна?

До высадки на Луну ученые были уверены, что знают ответ на этот вопрос. По общепринятой на тот момент теории, она образовалась примерно так же как и планеты: куски материала, оставшиеся от Солнца, слились воедино. Но затем астронавты "Аполлона" привезли на Землю образцы лунного грунта, и эти камни рассказали нам совершенно другую историю.

"Геологи обнаружили, что Луна покрыта особой породой — анортозитом", — говорит старший продюсер "Необъяснимого" Мерадит Ходдинотт (Meradith Hoddinott). — Он блестящий, яркий и светоотражающий, и это из-за него Луна сверкает в ночном небе. А тогда считалось, что эта порода образуется лишь уникальным образом. Из магмы".

Но в таком случае Луна должна была образоваться в результате великого катаклизма. "Нечто сообщило Луне столько энергии, что она в прямом смысле слова растаяла, — говорит Ходдинотт. — Как это все происходило, ученые точно не знают. Но любой из сценариев – это огненное зрелище апокалиптических масштабов".

Осталось ли что живое в человеческих экскрементах на Луне?

Чтобы сэкономить вес перед возвращением с Луны на Землю, астронавты миссии "Аполлон" оставили там свои отходы. Всего астронавты оставили на Луне 96 мешков с человеческими отходами, и это ставит увлекательный астробиологический вопрос.

Человеческие отходы — те же фекалии — кишат микробной жизнью. С высадкой на Луну мы перенесли земную микробную жизнь в самые экстремальные условия. Таким образом, получился неожиданный эксперимент.
Вот вопрос, на который он может дать ответ: насколько устойчива жизнь в жестокой лунной среде? И, раз уж на то пошло, если микробы выживут на Луне, переживут ли они межпланетное или даже межзвездное путешествие? Если да, то, получается, что жизнь может перемещаться с с планеты на планету на поверхности астероидов или других космических обломков.

Существовала ли на Земле развитая цивилизация до появления человека?

Многие ученые давно спрашивают: есть ли разумная жизнь в космических недрах? Но у климатолога Гэвина Шмидта (Gavin Schmidt) и астрофизика Адама Франка (Adam Frank) другой вопрос: существовала ли разумная жизнь на Земле? Можем ли мы найти свидетельства развитой цивилизации, которая жила, допустим, сотни миллионов лет назад, а ныне похоронена в земной коре?

Это не загадка Солнечной системы в строгом смысле этого слова, но масштаба явно космического. По сути Шмидт и Франк спрашивают: насколько вероятно, что разумная форма жизни — на любой планете, нашей или в самых отдаленных уголках космоса — оставит после себя следы? И наоборот: если спустя сотни миллионов лет на Землю высадятся инопланетные исследователи, найдут ли они следы людей, которых к тому времени давно уже не будет?

Сможем ли мы предотвратить столкновение астероида с Землей?

Многие стихийные бедствия — извержения вулканов, землетрясения, ураганы, торнадо — неизбежны. Ученые спорят лишь о том, когда именно это произойдет. Хотя некоторые события человечество лишь усугубляет, другие происходили задолго до нашего появления. Это данность. Но некоторых катастроф вполне можно избежать — например, столкновения астероида или кометы с Землей.

Загвоздка в том, что мы никогда раньше не пытались сбить астероид с курса и не знаем, сработает ли этот план или нет.

Чтобы ответить на этот вопрос, в прошлом году НАСА запустило программу перенаправления двойного астероида (DART). Аппарат на солнечных батареях размером с автомобиль движется к 160-метровому астероиду под названием Диморфос. Осенью DART врежется в Диморфос на скорости 24 тысячи километров в час и ответит на злободневный вопрос: изменит ли столкновение орбиту астероида?

Была ли когда-нибудь жизнь на Марсе?

Сегодня Марс — пустыня без малейших признаков жизни. Но за прошедшие годы ученые нашли доказательства, что в далеком прошлом Марс мог чуть больше походить на Землю.

"Сегодня Марс совсем не такой, каким был четыре миллиарда лет назад, но есть свидетельства далекого прошлого, — говорит астробиолог НАСА Линдси Хейз (Lindsay Hays). — Мы видим следы огромной речной дельты, а это признак не только текущей воды, но и того, что она текла долго, раз появились отложения".
А там, где была вода, могла быть и жизнь. В прошлом году на Марс приземлился новый марсоход, и это наш лучший шанс ответить на вопрос, была ли когда-нибудь жизнь на Красной планете. Если ответ будет "да", это изменит наше представление о жизни во Вселенной.

Не скрывается ли во тьме настоящая девятая планета?

В 2006 году Международный астрономический союз изменил определение планеты, и Плутон выпал из этого списка. Официально в Солнечной системе теперь не девять планет, а восемь.

"Но появились признаки, что там действительно есть что-то еще, что далеко за пределами Нептуна таится настоящая планета-гигант и ждет, что ее, наконец, обнаружат", — говорит астроном Майк Браун (Mike Brown). Астрономам еще предстоит ее обнаружить, но они подозревают, что она там действительно есть: другие объекты в глубине Солнечной системы, похоже, испытывают влияние ее гравитации.

Могут ли эти подсказки привести нас к настоящей девятой планете? Не исключено. Но найти ее будет непросто.

"Это все равно, что искать на пляже крошечную черную песчинку, — говорит Браун. — Она затеряется в море песка. И в этом проблема Девятой Планеты".
Обсудить
Рекомендуем