Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Вашингтоне, судя по всему, возобладал разум, и Лондон – пока – встал на его сторону, решив не давать Украине права бить в глубь России дальнобойными ракетами, пишет UnHerd. Ведь Москва может ответить так, что Британии мало не покажется, а Америка отсидится в стороне.
Складывается ощущение, что в споре о том, разрешать Украине бить в тыл России американскими и британскими ракетами или нет, в Вашингтоне все же возобладал разум, а Лондон встал на его сторону — по крайней мере пока. Хотя высокопоставленные британские политики Великобритании призвали премьер-министра Кира Стармера пойти наперекор американской линии и разрешить применение этих ракет, мы все должны надеяться, что нынешняя сдержанность возьмет верх. Такие удары хоть и помогут замедлить российское продвижение, но не приведут к украинской “победе” и наверняка повлекут за собой то или иное возмездие против Великобритании — без каких-либо гарантий, что США придут Лондону на выручку. На самом деле, судя по заявлениям и действиям британских политиков, призывающих к эскалации на Украине, интересы Великобритании и британских граждан в этом контексте вообще не рассматриваются.
До сих пор Владимир Путин в основном ограничивался бравадой в ответ на западную военную помощь, обучение и разведданные для Украины. Однако последние заявления российского президента по этому вопросу означают, что он никак не сможет не отреагировать. Дело в том, что его уже давно жестко критикуют (пусть и главным образом в частном порядке) кремлевские “ястребы”. Они утверждают — не без оснований — что он до сих пор мобилизовал на нужды спецоперации лишь часть имеющихся у России людских ресурсов и военных резервов. Более того, некоторые считают, что он позволил Западу невозбранно нарушать “красные линии” Москвы.
Россия вряд ли ответит ядерным ударом по Украине, не говоря уже о Западе — хотя ядерное испытание вполне возможно. Даже тактическое ядерное оружия стало бы для России последним средством. Вместо этого главная опасность кроется в том, что удары по России западными ракетами приведут к более ограниченному ответному удару, а тот, в свою очередь, спровоцирует цикл взаимной эскалации, который закончится полномасштабной войной.
Если дело дойдет до ударов по России британскими Storm Shadow и американскими ATACMS, у Москвы есть ряд возможных ответов. Они, скорее всего, будут направлены в первую очередь против Великобритании, а не Америки, чтобы выслать мощный сигнал, который не обязательно приведет к ответным действиям США. В частности, Россия сможет сбивать британские военные самолеты вблизи российского воздушного пространства на Балтике, в Черном море или в Заполярье. Еще опаснее, если Россия попытается уничтожить британские разведывательные спутники, помогающие Украине с нацеливанием.
Пожалуй, еще более вероятным ответом станет радикальная эскалация диверсионных операций в Европе — по мнению Москвы, это вполне оправданно подрывом “Северных потоков”. Например, не исключены атаки на британскую энергетическую инфраструктуру в Северном море. Некоторые диверсии уже имели место, но доселе они носили скромный охват, допускали правдоподобное отрицание без риска быть уличенным и были направлены на сдерживание, а не нанесение серьезного ущерба. Пока что никто не погиб, и не пострадал ни один ключевой элемент инфраструктуры. Это изменится, если Украина ударит по России западными ракетами.
Учитывая крепнущую близость России к Ирану, Кремль может предоставить “Хезболле” и хуситам как ракеты, так и спутниковые технологии для нанесения гораздо более точных и разрушительных ударов по Израилю и западному судоходству. Путин намекнул на это в июне, сказав следующее: “Если кто-то считает возможным поставлять такое оружие в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России?”.
Что бы ни случилось, нынешний конфликт закончится тем или иным компромиссом, который не удовлетворит полностью ни одну из сторон. С военной точки зрения Киев не сможет вернуть себе значительные части утраченной территории, а Россия — оккупировать и подчинить себе всю Украину. Цель сделать возможный компромисс более выгодным для Украины оправдывает дальнейшую западную помощь Киеву — но не до такой степени, чтобы рисковать мировой войной и ядерным уничтожением.
Анатоль Ливен — бывший военный корреспондент и директор Евразийской программы при Институте ответственного государственного управления имени Квинси в Вашингтоне, округ Колумбия