Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В прошлом году было замечено, что Россия покрывает боевые самолеты автомобильными шинами, но цель этого разгадать не удалось, пишет BI. Оказалось, что это способ сбить с толку системы наведения в поисках самолетов. И это лишь одна из “обманок”, которые использовала Москва.
Джейк Эпштейн (Jake Epstein)
Шины, которые Россия разместила на самолетах в ходе украинского конфликта, могут сбить с толку оружие противника при наведении на цель, сообщил недавно военный представитель США.
В прошлом году на некоторых военных самолетах ВКС России, включая истребители и бомбардировщики, были установлены покрытия из шин. Намерения русских сразу разгадать не удалось, посыпались различные версии и предположения. Одни наблюдатели предположили, что шины призваны обмануть системы наведения, сопоставляющие изображения, а другие — что они предназначены для защиты авиационной техники.
Главный технический директор Центрального командования США Шайлер Мур заявила на прошлой неделе, что такая необычная тактика используется для того, чтобы сбить с толку системы наведения в поисках самолетов противника.
“Классический пример — это несекретные фотографии самолетов сверху, — сказала Мур в ходе пятничной дискуссии по искусственному интеллекту и технологиям под эгидой Центра стратегических и международных исследований. — Система ищет самолет по его контурам, но если установить на крылья шины, многие модели компьютерного зрения внезапно сталкиваются с трудностями и не распознают его”.
Впервые покрытия из автомобильных шин на российских бомбардировщиках Ту-95 и Ту-160 были замечены прошлой осенью после серии атак украинских беспилотников большой дальности на авиабазы. Ранее появились сообщения о том, что Киев модифицировал противокорабельную крылатую ракету “Нептун” для поражения сухопутных целей.
Вслед за этим всплыли фотографии российского истребителя-бомбардировщика Су-34, покрытого шинами того же типа.
Издание War Zone, сообщившее о комментариях Мур на прошлой неделе, ранее предполагало, что предназначение шин — “разбить” инфракрасные сигнатуры самолета и сбить с толку системы наведения приближающихся боеприпасов.
Мур не упомянула конкретно российские приемы в ходе мероприятия Центра стратегических и международных исследований, рассуждая вместо этого об общем подходе к нацеливанию на основе ИИ.
Некоторые виды оружия сканируют потенциальные цели для сверки с загруженной в них библиотекой данных. По мере внедрения — в том числе на Украине — ИИ и автономные системы могут сыграть еще бóльшую роль и повлечь за собой меры противодействия.
Мур сказала, что адаптация систем должна быть оперативной: в противном случае противник может применить иные меры дезориентации, при этом помимо шин возможны и другие средства, препятствующие опознанию целей.
Введение противника в заблуждение — расхожая практика на протяжении всего украинского конфликта. Россия прибегала к ряду других уловок, помимо установки шин. В частности, Москва рисовала силуэты истребителей на взлетно-посадочной полосе на различных авиабазах. По словам аналитиков, это дешевый способ сбить с толку бортовые системы наведения украинского оружия.
И Россия, и Украина широко использовали ложные цели — в частности, надувные танки, деревянные ракетные установки и мнимые радиолокационные отражатели.