Одержимость Запада периодом 1930-х годов искажает его представления о сегодняшних угрозах. Трамп и Путин не "Гитлеры"

Индийский бизнесмен Рао: США и НАТО сами ведут себя как нацистская Германия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад любит проецировать тридцатые годы на современность и тем самым переносит "тень нацизма" на сегодняшние угрозы, пишет индийский предприниматель Джейтирт Рао в The Print. Он уверен: на самом деле в духе нацистской Германии себя ведут США и НАТО, а Путин до 2014 года проводил политику умиротворения — и после снова выступал в роли миротворца вплоть до 2022 года.
Длинные тени 1930-х годов не позволяют нам увидеть то, что Соединенные Штаты и НАТО ведут себя подобно нацистской Германии, а Путин до 2014 года проводил политику умиротворения. А потом снова выступал в роли миротворца вплоть до 2022 года.
В последнее время я много думаю о длинных тенях 1930-х годов, особенно о том, какое влияние они оказывают на Запад. Почти все мои британские и американские знакомые, причем даже не читавшие Эдварда Гиббона и Арнольда Тойнби, хорошо знакомы с той эпохой. Они знают, насколько глупы были порядочные немцы, и как они были причастны к приходу Гитлера к власти. Им известно, как правящий класс Британии "умиротворял" Гитлера. Даже само слово "умиротворение" наполнилось для них дьявольским мистицизмом.
Глядя на современную Британию и Америку, я вижу, что такая одержимость тридцатыми годами задает направление значительной части их публичных дискуссий. Многие мои друзья и знакомые убеждены, что Дональд Трамп — это потенциальный Гитлер. Они боятся попасть в ту западню, в которой в эпоху 1930-х годов оказались многие консерваторы, социал-демократы и прочие немцы, недооценившие дурные наклонности Гитлера. По этой причине они полны решимости опередить Трампа и не дать ему прийти к власти.
Когда я говорю им, что внешнеполитические инициативы Трампа в его президентский срок кажутся вполне доброкачественными с точки зрения человека, живущего очень далеко от США, они игнорируют мои доводы. Их рассчитанная на предубеждения, а не на разум критика заключается в том, что я глупец, не понимающий, каким безнравственным и подлым может быть Трамп. Придерживаясь таких умонастроений, они также оправдывают принижение и опошление американского судопроизводства, когда тенденциозные прокуроры выдвигают против Трампа смехотворные обвинения. У нас в Индии тоже есть центральные органы судопроизводства и юридические ведомства в штатах, которые подвергают судебному преследованию оппозиционных политиков. Но такие дела почти всегда содержательны и осмысленны. Выдвигаемые обвинения никогда не бывают столь запутанными, нелепыми и странными, как в делах против Трампа. Такая навязчивая озлобленность в отношении Трампа ведет к моральной инверсии, когда цель оправдывает средства.
Кто на самом деле поступает как нацистская Германия?
Тень 30-х годов падает не только на внутреннюю политику. Она затмевает собой и политику внешнюю. Ведущие СМИ, действующие в интересах истэблишмента, безапелляционно и не оставляя места инакомыслию объявили, что Путин — это новый Гитлер. Никакие возражения против этого тезиса не допускаются. Они просто неприемлемы.
Но в 1930-х годах демографическое и экономическое положение Германии было намного лучше и прочнее, чем у ее соседки и соперницы Франции. Сегодняшняя Россия не слаба, но она определенно не обладает особой демографической и экономической силой. Путин не является агрессивным атеистом. На самом деле он поддерживает очень консервативную Русскую православную церковь. И хотя во время интервью Такеру Карлсону он прочел бессвязную лекцию о российской истории, в ней не было никакой склонности к мании величия. По крайней мере, мне так показалось. Но даже если бы у Путина были такие амбиции, у него нет ни сил, ни необходимых средств для захвата континентальной Европы от Польши до Атлантики, как это сделал Гитлер.
Говоря о 30-х годах, я как далекий наблюдатель задумываюсь о том, что это Соединенные Штаты и НАТО ведут себя подобно нацистской Германии, а Путин до 2014 года проводил политику умиротворения. А потом снова выступал в роли миротворца вплоть до 2022 года.
В период Революции Майдана 2014 года на Украине ее незадачливый президент Виктор Янукович напоминал напуганный дуэт в составе Курта фон Шушнига и Эдварда Бенеша во время захвата нацистами Австрии и Чехословакии. А американка Виктория Нуланд оказалась прямо-таки профессиональной ниспровергательницей режимов. Ультраправый батальон "Азов"*, к которому Нуланд относилась вполне терпимо, а может, даже покровительственно, очень сильно напоминает нацистских штурмовиков Конрада Генлейна (Konrad Heinlein) в Чехословакии и Артура Зейсса-Инкварта (Arthur Seyss-Inquart) в Австрии.
Антипутинская и антироссийская одержимость достигли такой точки, что недалекий Джастин Трюдо и депутаты канадского парламента в прошлом году устроили бурную овацию престарелому украинскому нацисту.
Действительно ли Владимир Зеленский похож на Уинстона Черчилля и на Шарля де Голля? А может, он в большей мере напоминает Видкуна Квислинга или Филиппа Петена? Би-Би-Си никогда не задает такой вопрос, хотя полвека тому назад она проводила именно такие дебаты, которые мы, нынешние старики, любили смотреть.
Токсичная британская "политкорректность"
А теперь посмотрим на Британию и на длинные тени 30-х годов. Все британские премьер-министры от Бориса Джонсона до Кира Стармера так страшатся прослыть современным Невиллом Чемберленом, что слепо и безо всяких ограничений передают скудные ресурсы страны Украине, призывая ее продолжать военные действия и даже идти на эскалацию.
Многие мои британские друзья тихо стыдятся Чемберлена из-за его предполагаемого "умиротворения" нацистской Германии. Но в последнее время историки-ревизионисты отмечают, что Чемберлен во многих отношениях был трезвым реалистом. Так называемое умиротворение Германии в Мюнхене дало Британии драгоценное время на перевооружение и строительство самолетов, которые в итоге спасли страну в 1940 году. Как это ни парадоксально, ненавидевшие Чемберлена лейбористы-социалисты много лет были главными противниками такого перевооружения.
Нацисты утверждали, что пожар в Рейхстаге был опасным "коммунистическим заговором" и что это оправдывает разгул судебного произвола в Германии. По иронии судьбы, лейбористский премьер-министр Кир Стармер, похоже, решил воспользоваться бунтами против иммигрантов в Саутпорте, чтобы заявить о существовании опасного ультраправого движения. Тем самым он положил начало беспрецедентным преследованиям граждан, причем не с целью наказания за преступления, а чтобы "показать пример". Исключительно оперативные и чрезмерно жесткие действия полиции, прокуратуры и судов вызывают подлинное изумление.
К счастью для Индии, наша спокойная полиция и наша многословная прокуратура вряд ли станут действовать столь оперативно и жестоко по отношению к реальным и вымышленным оппонентам правящей власти. Наши суды также имеют обыкновение отпускать людей под залог, выносить оправдательные, а в худшем случае весьма мягкие приговоры оппозиционным деятелям.
Конечно, Стармер — именитый юрист. Ему не нужно обращаться к историческому прецеденту с поджогом Рейхстага и к его последствиям. Он может вспомнить судью-вешателя Джорджа Джеффриса и его "кровавые ассизы" или суды, которые проходили в 1685 году после восстания Монмута против короля Якова II. Тогда цель тоже заключалась не в наказании, а в демонстрации мрачного и сурового примера потенциальным "мятежникам".
Но поскольку большинство лидеров Лейбористской партии получили "всестороннее образование" в современной Британии, они могут и не знать про Монмута и Джеффриса. Стармеру лучше придерживаться современной лицемерной политкорректности.
Длинные тени "низких и бесчестных" 1930-х годов действуют поистине загадочно. Если Запад будет и дальше настойчиво зацикливаться на том периоде, ему лучше проявлять трезвость и осторожность, не попадая в западню поверхностных и упрощенных подходов.
Автор статьи: Джейтирт Рао (Jaithirth Rao)

*Террористическая организация, запрещенная в России
Обсудить
Рекомендуем