"Более широкие и точные формулировки". Западные эксперты о новой ядерной доктрине России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент России Владимир Путин предложил изменить ядерную доктрину страны. Агрессию со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке страны, обладающей ядерным оружием, предлагается рассматривать как их совместное нападение на Россию. Вот как это прокомментировали западные эксперты.
Формулировки обновленной версии российской ядерной доктрины "более широкие и более точные", сказала в интервью Le Figaro сотрудник Французского института международных отношений (IFRI), координатор программы "Сдерживание и распространение" Элоиз Файе:
"В доктрине представлены три основных направления. Во-первых, прояснение связей между Белоруссией и Россией: отныне любое нападение на Белоруссию будет считаться нападением на Россию. Во-вторых, нападение неядерного государства на Россию при поддержке ядерной державы будет рассматриваться как совместное нападение, которое может вызвать ответную реакцию против ядерного государства.
Наконец, крупномасштабная атака с воздуха на российскую территорию может спровоцировать российский ядерный ответ. Таким образом, условия использования ядерного оружия стали более широкими, но и более точными, чем раньше".
Старший научный сотрудник Института Катона Дуг Бэндоу в материале для The American Conservative высказывает мнение, что США не следует идти на риск из-за интересов, которые не являются для Штатов жизненно важными:
"США следует избегать ненужной конфронтации с Россией, крупной державой, обладающей ядерным оружием, из-за интересов, которые Кремль воспринимает как жизненно важные. Путин доказал, что для него Украина стоит борьбы, в то время как США не считали так раньше и не считают сейчас. <...> В условиях, когда Вашингтон готов подойти к порогу войны, Москва не может позволить себе отступить, что сделало бы ее второсортной державой. Пройдя через холодную войну и избежав ядерного конфликта во время Кубинского кризиса, США не должны рисковать всем из-за вопроса, который никогда не считался важным, тем более жизненно важным".
Американский историк Хал Брэндс в статье для Bloomberg предупреждает третьи страны о последствиях вовлечения в украинский конфликт:
"Послание Путина понять несложно: если европейские страны или даже частные лица ввяжутся в украинский конфликт, им не стоит рассчитывать на то, что они выйдут из него невредимыми. <...> Союзникам Украины не стоит обманывать себя, думая, что реакции России на такие шаги не будет, учитывая способность Путина получать свое".
Новая ядерная доктрина России призвана стать сигналом для Запада, такое мнение высказал немецкий политолог и военный эксперт Карло Масала в интервью Berliner Morgenpost:
"Эта доктрина не означает автоматического действия. <...> Если бы это было так, мы могли бы просчитать, что будет делать Россия. Однако она хочет оставаться непредсказуемой для своих потенциальных противников. Это должно стать сигналом: не позволяйте Украине обстреливать российские цели из дальнобойного оружия".
Путин не говорит непосредственно о применении ядерного оружия, но его слова не следует воспринимать, как блеф, предостерегает издатель Der Tagesspiegel Штефан-Андреас Касдорф:
"Путин делает то, что сделал бы агент КГБ: уничтожает моральный дух противников своего режима. Конечно, российский президент оставляет открытым вопрос о том, может ли он ответить на атаку обычными вооружениями ядерным оружием. Но тот факт, что он включил в свою контругрозу практически любую атаку с воздуха, говорит в пользу этого <…>.
Просто блеф? Осторожно! К крупнейшей в мире ядерной державе следует относиться серьезно, когда речь заходит об использовании ее арсенала. Да, Путин часто публично рассматривал возможность применения ядерного оружия с самого начала конфликта, но если этого не произошло до сих пор, это не означает, что с течением времени вероятность этого становится все меньше и меньше".
Изменения в ядерной доктрине нацелены на то, чтобы заставить Запад отказаться от поддержки Украины, пишет обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Фридрих Шмидт:
"В то же время президент России, похоже, старается не оттолкнуть от себя страны, которые нужны ему в конфликте на Украине, в частности Китай и Индию, слишком резкими действиями. В результате складывается впечатление, что Путин пытается балансировать на грани: с одной стороны, грозный "князь разрушения", с другой – ответственный мировой лидер".
Эксперты по безопасности, такие как Франк Зауэр из Университета бундесвера, сомневаются, что риск эскалации действительно возрос, сообщает ZDF:
"С первого дня военной спецоперации Путин пытается сдержать поддержку Украины с помощью ядерных угроз", — заявил Зауэр. — Это уже десятая ядерная угроза Путина".
"Путин, как обычно, говорит туманно. Это, конечно, полностью преднамеренно. Это усиливает существующую неопределенность", — добавил он.
Подполковник Мачей Коровай, военный аналитик и директор департамента Института безопасности и международного развития предупреждает в Onet, что могут означать изменения в российской ядерной доктрине для Польши:
"Если мы переместим наши ракетные части к границе с Калининградом или даже с Белоруссией, то теоретически Россия может ответить нестандартно, а именно ядерным оружием".
Редактор портала Defence24 Бартломей Выпартович указывает, что заявление Путина — еще одно подтверждение эскалации конфликта между Россией и Западом:
"Предложения Путина по изменению ядерной доктрины — еще один признак эскалации напряженности между Россией и Западом. Они могут существенно повлиять на оборонную стратегию как России, так и стран НАТО, поддерживающих Украину".
Обсудить
Рекомендуем