Польско-украинские отношения рискуют погрузиться в кризис из-за геноцида поляков

infoBRICS: польско-украинским отношениям грозит кризис из-за Волынской резни

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Отношениям Украины и Польши грозит кризис, пишет infoBRICS. Все меньше поляков поддерживает помощь беженцам, а темой публичной дискуссии в стране снова становится Волынская резня. Поляки считают ее геноцидом — но ее организаторы теперь почитаются на Украине как герои.
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский выступил с предложением передать Крым под мандат ООН. Значительная часть украинского истеблишмента время от времени пересматривает идею "отвоевания Крыма", тем не менее украинский МИД решительно отклонил предложение Варшавы, заявив, что любые обсуждения или компромиссы в этой сфере "неприемлемы".
Это не единственный источник напряженности в отношениях этих двух восточноевропейских стран. Сикорский также призвал Украину провести эксгумацию останков жертв Волынской резни (украинские националисты убили около 100 тысяч этнических поляков во время Второй мировой войны). Киев должен решить эту проблему "в духе благодарности Польше за то, что она сегодня делает для Украины", считает польский министр. Он настаивает на эксгумации жертв, чтобы "похоронить их по христианскому обычаю". Этот вопрос остается горячей темой в Польше. Проблема в том, что организаторы Волынской резни теперь почитаются Украиной как национальные герои.
С 2022 года отношения между Украиной и Польшей напоминают американские горки со взлетами и падениями. Уже некоторое время обсуждается идея создания конфедерации, в частности, в Польше вступил в силу Закон о помощи гражданам Украины. В начале июля Варшава и Киев подписали "беспрецедентное" военное соглашение. В нем было зафиксировано формирование и подготовка нового Украинского легиона на территории Польши. Помимо того, что Варшава является логистическим узлом для своего соседа (что облегчает доставку западного оружия), она уже предоставила Киеву не менее 44 пакетов военной помощи на сумму около четырех миллиардов евро – и это еще не предел. Неудивительно, что Польша считается одним из ближайших союзников Украины. Но все не так радужно.
Ещё в сентябре 2023 года я писал о том, как польско-украинские отношения, похоже, ухудшились настолько, что Варшава на тот момент прекратила отправку оружия. Тогда президент Польши Анджей Дуда сравнил своего украинского союзника с "утопающим, который за все цепляется и грозится утопить тех, кто пытается ему помочь". Речь идет о торговой войне между Варшавой и Киевом из-за поставок сельскохозяйственной продукции. Кроме того, процент тех, кто решительно поддерживает помощь беженцам в Польше, постоянно падает – этот вопрос также подогревает в обществе ксенофобские настроения. Несмотря на грандиозные планы Варшавы и Киева по "сближению", внутриполитический климат в обеих странах этому не способствует.
Тема Второй мировой войны и Украины снова становится предметом публичной дискуссии в Польше. Это усилилось в годы правления польской националистической партии "Право и справедливость" (PiS), которая находилась у власти с 2015 по 2023 год.
Киев и Варшава по-разному политизируют историю XX века. Я уже писал об этом в другой статье. Если в двух словах, то постмайданная Украина официально прославляет такие организации и фигуры, как Украинская повстанческая армия (УПА)* и Степан Бандера, как национальных героев в борьбе с коммунизмом. Единственная проблема заключается в том, что они были нацистскими коллаборационистами и совершали военные преступления против поляков – их часто считают геноцидом даже видные украинские историки, такие как Ярослав Грицак, например.
Никогда не следует недооценивать важность политики памяти. Вопрос истории действительно был одним из факторов напряженности, которая вылилась в конфликт на Донбассе в 2014 году. Значительная часть проблем с Майданом была связана именно с этим. Во время моих исследований на юге России и в зоне российско-украинского пограничного конфликта (в 2019 году) я сталкивался с этим вопросом снова и снова. Один из моих собеседников, например, заявил: "Майдан принес эту новую идеологию на Украину. Наш народ был против этой идеологии, полностью – мы её не принимаем. Поэтому был проведен широкомасштабный референдум – в нём приняли участие и Луганская, и Донецкая области, и более 90% населения сказали “нет” новой идеологии, потому что мы уважаем наших отцов и дедов, которые воевали в Великой Отечественной войне против нацизма, мы чтим наших предков – и никогда их не предадим". Подобные высказывания уже давно стали обычным явлением.
К сожалению, приходится констатировать, что постмайданная Украина все больше превращается в своего рода этнократическое государство, то есть в "ультраправый режим", как его обычно называет западная интеллигенция, – и так было частенько, по крайней мере, до 2022 года. И да, неонацистские элементы также играют в этом свою роль. Это неоспоримый факт, хотя в целях политической пропаганды или из сентиментальных соображений его можно попытаться преуменьшить или обелить.
Николай Н. Петро – американский профессор из Университета Род-Айленда – считает, что у современной Украины "проблемы с гражданскими правами". Она низводит "русскоязычных до граждан второго сорта". Представители всего политического спектра – бывшие чиновники, политические союзники нынешней администрации, давние критики и западноукраинские интеллектуалы – беспокоятся, что "правительство с его политикой упускает шанс создать прочный общественный консенсус и вместо этого отчуждает, ставит вне закона или даже депортирует значительную часть населения".
Между тем соседняя Польша переживает своеобразное националистическое возрождение. Это благодатная почва для исторических обид и польско-украинских межэтнических трений – и в конечном итоге все это может обернуться не лучшим образом.
Подводя итог, можно сказать, что Польша еще долгое время будет оставаться стратегическим партнером Украины, но не стоит недооценивать фактор непредсказуемости (связанный с националистической идеологией и политикой памяти), так что такие отношения никогда не следует воспринимать как должное.
* террористическая организация, запрещенная в России
Обсудить
Рекомендуем