Ядерная война на пороге?

Писательница Якобсен: только концепция сдерживания предотвратит ядерную войну

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мир находится на грани начала ядерного конфликта, заявила в интервью Defence24 писательниц Энни Якобсен, автор книги "Ядерная война. Возможный сценарий". Она уверена, что для предотвращения ядерной угрозы существует только один механизм.
Одной из самых серьезных проблем на сегодняшний день является соперничество с Россией в области использования всех доступных методов ведения боевых действий, включая ядерную войну. Доктрина сдерживания оказывается неэффективной, и теперь многие страны вслед за США и Францией начинают понимать, что само по себе наличие ядерных ракет в их арсеналах еще не означает, что враг испугается и отступит. Более того, возникает риск того, что в итоге кто-то решится нанести ядерный удар, который запустит целую лавину событий.
Это интервью с американской журналисткой Энни Якобсен (Annie Jacobsen), финалистом Пулитцеровской премии, автором многих бестселлеров, в том числе книги "Ядерная война. Возможный сценарий", где она минута за минутой описывает весьма реальный ход ядерного конфликта, который, несмотря на свою скоротечность (он длится всего несколько часов) уничтожает всю человеческую цивилизацию. Одной из основных причин может стать выпущенная в сторону Соединенных Штатов ядерная ракета.
Defence24: Каковы на сегодняшний день основные факторы риска глобального ядерного конфликта? Какие регионы мира наиболее уязвимы с точки зрения эскалации ядерного конфликта?
Энни Якобсен: В книге "Ядерная война. Возможный сценарий" я приглашаю читателя в путешествие, которое начинается с запуска ядерной ракеты и заканчивается ядерной зимой. Я стараюсь не вдаваться в геополитические причины, которые могут привести к цепочке этих событий. Но если посмотреть на ситуацию в мире, становится очевидно, что мы несомненно находимся на грани начала такого конфликта. Почему? Дело в том, что многие из девяти государств, обладающих ядерным потенциалом (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция. Пакистан, Индия, Израиль, Северная Корея), находятся в состоянии непосредственного конфликта со своими соседями или другими государствами, имеющими ядерное оружие. Я думаю, что это, увы, в целом самый верный ответ на такой вопрос. И это ставит мир в невероятно опасное положение. Тем не менее, моя книга называется "Ядерная война. Возможный сценарий", а не "Единственно возможный сценарий".
Америка должна остерегаться ядерных войн, а не провоцировать ихВ Европе США угрожают жизненно важным интересам России, а в Азии – основополагающим интересам Китая, пишет TAC. Лучшая защита для Америки — избегать поводов для войны, особенно ядерной, считает автор статьи. Но Вашингтон действует наоборот.
– Какие механизмы контроля и предотвращения ядерной войны сегодня наиболее эффективны, а какие из них вы считаете недостаточными?
Существует только один механизм предотвращения ядерной войны, и это концепция зонтика, иначе называемая концепцией сдерживания. У нее есть и еще одно название: "Предотвращение". Министерство обороны США считает, что "сдерживание эффективно", и что этот лозунг из трех слов, повторяющийся, словно мантра, в самом оборонном ведомстве и даже в его социальных сетях, является вполне действенным.
В своей книге я пишу о том, что произойдет, если политика "эффективного сдерживания" все-таки окажется неэффективной. К сожалению, в своих опасениях я не одинока. Мне удалось познакомиться с выступлением заместителя главы Стратегического командования Вооружённых сил США (STRATCOM) генерала Томаса Бюсьера (Thomasa Busierre) перед военными функционерами. Тогда, говоря о сдерживании, он ожидаемо заявил, что "сдерживание эффективно". Но при этом добавил, что "если сдерживание не удастся, все развалится". Эти слова должны заставить нас всех насторожиться.
– В своей книге вы пишете, что причиной начала ядерной войны может быть ядерная боеголовка, выпущенная в сторону Соединенных Штатов. Как вы оцениваете риск такого нападения в нынешней ситуации?
Этот вопрос относится еще к одной концепции ядерной войны под названием Bolt out of the Blue, "Гром среди ясного неба". Это внезапная атака, которая буквально стала бы громом среди ясного неба. Именно ее Вашингтон опасается больше всего. Об этом рассказал мне Эндрю Вебер (Andrew Weber), который был главным советником президента Обамы по ядерному оружию.
Вашингтон опасается именно такого неожиданного, внезапного ядерного удара. Враждебная и безответственная страна может запустить одну или несколько стратегических баллистических ракет с ядерными боеголовками в сторону Соединенных Штатов. И если это произойдет, уже через несколько секунд Министерство обороны начнет подготовку ядерной контратаки против такого обладающего ядерным потенциалом агрессора. Агрессора, который был настолько безумным, чтобы вызвать "гром среди ясного неба".
– Какую роль в глобальной системе защиты от ядерного удара играют США? Смогут ли американские оборонные системы в случае обмена ядерными ударами защитить их союзников, например, Польшу?
- От стратегического ядерного оружия защиты нет. Повторю еще раз: такой вещи, как защита от ядерного оружия, не существует. Если ядерное оружие будет задействовано, существует лишь очень небольшая вероятность того, что ракета-перехватчик сможет сбить в полете одну боеголовку. Что касается сотен или даже тысяч, которые, скорее всего, будут запущены вслед за первой, такой вероятности нет вообще.
Позиция США по защите своих союзников по НАТО, в том числе Польши, однозначна: "сдерживание эффективно". Вот эта "психологическая" концепция и должна, как считается, защитить нас от нападения.
НАТО необходимо и дальше придерживаться политики ядерного сдерживанияНа сайте НАТО вышла статья с призывом усилить ядерное сдерживание. Ее автор предупреждает, что сдержать "российскую угрозу" за счет превосходства альянса в обычных вооружениях нельзя, поэтому предлагает Европе предоставлять помощь в конвенциональных вооружениях, пока США наращивают свой ядерный потенциал.
– Учитывая стратегическое положение Польши, существует ли риск того, что в случае ядерного конфликта, например, между НАТО и Россией, что Польша может стать одной из первых целей атаки?
Что касается Польши и России, то ситуация действительно выглядит страшной, тем более что Путин угрожает применением тактического ядерного оружия. Здесь нужно сделать пояснение для читателей: мы должны различать тактическое и стратегическое ядерное оружие. Тактическое ядерное оружие – это боевое оружие. Оно предназначено для применения на поле боя средствами артиллерии (и авиации. – Прим. ред.). Стратегическое ядерное оружие – это баллистические ракеты, способные переносить ядерные боеголовки с одного континента на другой. Однако идея о том, что использование тактического ядерного оружия может быть каким-то образом обосновано или оправдано только потому, что оно слабее стратегического, является безумной.
Впрочем, это касается всего ядерного оружия и ядерной войны вообще. С тех пор, как Америка сбросила две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки ни один ядерный заряд в военных действиях не использовался. Ни один. Но относительно тех событий нужно помнить важную вещь: Америка была в то время единственной страной, обладающей ядерным оружием, и она сбросила атомную бомбу на врага, который не мог ответить ей тем же.
Польша является страной НАТО. Статья 5 гарантирует, что все страны-члены НАТО будут защищать любого члена НАТО, который подвергается нападению. Поэтому угрозы Путина применить тактическое ядерное оружие в Польше, даже если это всего лишь угрозы, в условиях значительного риска эскалации глобального ядерного конфликта очень опасны и вызывают крайнюю обеспокоенность.
– В книге вы описываете ядерный конфликт "поминутно". Какие шаги в первые минуты конфликта имеют решающее значение для его эскалации или прекращения?
На самом деле первые 60 секунд ядерного конфликта происходят в космосе. Именно в это время Министерство обороны США, в чьем распоряжении находится очень чувствительная и эффективная спутниковая система, обнаруживает запуск ядерной ракеты всего через одну секунду после ее запуска. Детекторы регистрируют горячие выхлопные газы. После этого аналитикам в Соединенных Штатах в течение нескольких секунд поступают данные со спутников, необходимые для определения траектории ракеты.
Примерно через 150 секунд Соединенные Штаты уже знают, движется ли ракета к восточному побережью; если это подтвердится, следующие секунды займет подготовка информации для президента, чтобы тот мог принять соответствующие решения относительно ядерной контратаки.
– Существуют ли сценарии, в которых ядерную атаку совершает не государство, а некие негосударственные акторы, например, террористические организации? Есть ли такие риски?
Возможность возникновения таких ситуаций, несомненно, вызывает страх, однако угроза, исходящая от какой-либо террористической организации, имеющей ядерное оружие, в смысле последствий даже близко не сравнима с тем, чем грозит нападение государства с ядерным потенциалом на Соединенные Штаты. Причина проста. Соединенные Штаты могут точно определить, откуда были выпущены ракеты, и ответить на атаку согласно формуле launch on warning, то есть "упреждающим ударом" (не дожидаясь последствий детонации вражеской боеголовки на своей территории).
Доктрина launch on warning имеет целью деэскалации путем эскалации. То есть, если, допустим, Северная Корея направляет ядерную ракету на территорию США, в Северную Корею тут же отправляются 82 единицы ядерного оружия, чтобы сравнять эту страну с землей и не дать ей запустить другие боеголовки.
Начните переговоры с Москвой, чтобы остановить конфликт на Украине и предотвратить ядерное уничтожениеРоберт Кеннеди и Трамп-младший в статье для The Hill призывают администрацию Байдена – Харрис скорее начать переговоры о прекращении конфликта на Украине. По их мнению, США и Россия фактически на грани ядерного конфликта, но жизненно важные американские интересы на карту не поставлены.
Что касается террористической ядерной атаки, то у террористов нет пусковых систем, то есть пусковых установок. Чтобы совершить ядерную атаку, им нужно завладеть ядерным комплексом другого государства, включая системы его запуска. В начале войны с терроризмом такой вариант принимался в расчет, и именно для того, чтобы этого не произошло, Соединенные Штаты потратили так много времени и денег на сотрудничество с Пакистаном.
– Какие изменения в международных договорах о контроле над ядерными вооружениями потребуются для более эффективного предотвращения глобальной эскалации ядерных конфликтов?
В 1986 году в мире было рекордное количество ядерного оружия. На нашей планете тогда находилось около 70 тысяч единиц ядерных боеголовок. Сейчас их около 12 с половиной тысяч. Это значительное сокращение, и это заслуга достигнутых договоренностей. Они были реализованы и доказали свою эффективность. Если мир продолжит двигаться в этом направлении, я считаю, наша планета станет более безопасным местом. В настоящее время на столе находится договор о запрещении ядерного оружия, который призван заставить всех сократить запасы этого оружия. Работа по его подписанию ведется под эгидой ООН.
К сожалению, ситуация в мире этому не способствует – напряженность, враждебность и агрессия сохраняется; часть стран, обладающих ядерным оружием, находится в конфликте со своими соседями и предпочитает вместо сокращения атомного вооружения перезапускать свои ядерные программы. Я считаю это шагом в неправильном направлении.
Надеюсь, что моя книга "Ядерная война. Возможный сценарий" поможет простым людям осознать реальную угрозу. Конечно, ядерное разоружение всегда является результатом действий мировых лидеров – как это было в случае Рональда Рейгана и Михаила Горбачева, однако на самом деле импульс исходит от обычных людей, которые могут требовать от своих президентов и правительств снижения уровня ядерного риска.
Автор: Александр Олех (Aleksander Olech)
Обсудить
Рекомендуем