Военно-политический обзор Зорана Метера. "Проклятые территории". Куда двинутся русские — на Днепр или на Краматорск

GN: на Западе готовят "мирные инициативы" для Москвы, но у нее свои планы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Недавние успехи российской армии ставят дилеммы не только перед Киевом, но и перед Западом, пишет GN. Там уже рассматривают мирные инициативы Берлина. Но что бы не предлагал Запад, последнее слово будет за Москвой. А у нее свои планы.
Самое трудное решение сейчас, несомненно, предстоит принять Вашингтону. Все это решения неудобные. Однако оставлять их следующей администрации — значит подвергать себя риску, если Россия будет наступать все напористее, а именно это она сейчас и делает, тогда как новое правительство появится в Белом доме только в середине января.
Недавние успехи российских сил на украинском фронте вдоль почти всей его линии поднимают многочисленные вопросы и ставят дилеммы не только перед Киевом, но и перед главными западными центрами власти.
Украинские силы уже много месяцев отступают, теряя города и населенные пункты. Но ситуация все еще не столь критична, чтобы Украина не могла продолжать воевать. Просто фронт постепенно и, я бы сказал, контролируемо (об этом далее в статье) смещается на запад без пресечения важнейших логистических трасс (такое, правда, может произойти в случае падения Покровска на юге или Краматорска на севере Донецкой области).
Переговоры с Путиным? Эксперты из США и Китая предположили, что может стоять за инициативой ШольцаКанцлер Германии вдруг стал сторонником диалога с Россией, пишет Berliner Zeitung. Эксперты поясняют: ситуация на поле боя складывается в пользу Кремля, а поддержка Запада иссякает. Позиция Вашингтона неясна, поэтому Шольц забеспокоился — и на всякий случай призвал к переговорам с участием Москвы.
Недавно пал Угледар на юге Донецкой Народной Республики. Это хоть и не слишком важный со стратегической точки зрения город, в отличие от соседнего Покровска, ключевого транспортного и логистического центра, но потеря Угледара нанесла новый психологический удар, прежде всего, по украинской общественности. Тут стоит добавить, что Угледар считался одним из самых хорошо укрепленных бастионов на Донбассе. Из-за своего положения на доминирующей высоте Угледар подвергался российским штурмам не раз за последние два года. Там пролилось много крови российских солдат, которые безуспешно пытались взять Угледар. Они были вынуждены сменить тактику и расширить атаки малыми группами с разных направлений. Атаки сопровождались мощным артиллерийским огнем, а с воздуха их поддерживала авиация. В итоге это помогло взять Угледар в полукольцо и занять его.
Теперь российским силами будет куда проще взять Покровск, и именно это они сейчас пытаются сделать, устроив котел к северу от Курахово, на которое после падения Угледара теперь давят и с юга, с направления Работино. По данным украинского "Телеграм"-канала "Резидент", украинские силы уже готовы к постепенному отходу. Согласно тому же источнику, командующий украинской армией генерал Александр Сырский сообщил Владимиру Зеленскому "о критической ситуации на Кураховском направлении, где ВСУ не смогут удержать большую агломерацию городов и населенных пунктов". По словам Сырского, сейчас главная задача ВСУ — "затянуть время до распутицы, что позволит замедлить продвижение российской армии и подготовить Покровск к обороне".
Российские источники, в свою очередь, сообщили в понедельник, что в воскресенье российские силы вошли в ближайшее село Катериновку и приближаются к Богоявленке широким фронтом от Угледара.
Нынешнее российское продвижение с юга и севера на Курахово, несомненно, потенциально может вылиться в дальнейшее российское наступление. Если россиянам удастся осуществить их план, они значительно отодвинут фронт от крупнейших городов региона: Донецка и Мариуполя.

Большие города Днепр и Запорожье под угрозой

Но, как сегодня пишет украинское СМИ "Страна", подобное развитие ситуации поставит Украину на грань стратегического поражения, если русские смогут продолжить свое наступление на запад, пробивая фронт в сторону Днепра и Запорожья (и с юга, с Работинского направления, и с запада со стороны Угледара), крупнейших логистических и промышленных центров украинского юго-востока. Однако если Россия бросит свои основные силы на завоевание всей оставшейся части ДНР, то есть на север — к агломерации Славянск — Краматорск — Дружковка — Константиновка, то для Украины это станет спасением. Там российские войска могут застрять на год, а ВСУ получат возможность решить свои проблемы с резервами и дефицитом оружия.
Я бы сказал, что это соображение украинского издания совершенно логично и правильно. Однако оно основано на предположении, что русские не смогут задействовать новые силы, набранные, например, в ходе новой мобилизации или по контракту. Однако если им это удастся, то Украина действительно может столкнуться со стратегическими военными проблемами, в том числе попасть в клещи на Северном Донбассе, там, где стыкуются ЛНР и Харьковская область, и на юге, в направлении уже упомянутых важнейших украинских городов Днепр и Запорожье.
Вместе с тем украинским силам все сложнее держаться в Селидово, как и под Купянском на севере, где, как пишет "Страна", на прошлой неделе русским удалось значительно продвинуться в сторону реки Оскол.
"Что касается оси Лиман-Купянск, то там за неделю российские войска значительно улучшили свои позиции на левом берегу реки Оскол", — написал украинский блогер Александр Коваленко. Он также привлек внимание к компетентным, хорошо продуманным действиям российского командования в этом регионе, которое не ставит никаких сроков своей армии и "не толкает их в спины".

Все надежды Киев возлагает на Курск

С начала своего неожиданного и молниеносного наступления в Курской области Киев делает на него свою главную ставку. Туда постоянно перебрасываются важнейшие стратегические резервы для расширения захваченных территорий как максимум, а также для сохранения уже взятых как минимум.
Таким образом, российская Курская область, судя по всему, остается приоритетом для украинского военно-политического руководства, хотя связано это не только с интересами самого Киева, но и с западными геополитическими интересами вообще. Прежде всего, речь идет о Соединенных Штатах. Там идет предвыборная гонка, и остро необходимо подтверждение, что политика Джо Байдена бесконечной помощи Украине успешна. Операция в Курской области служит именно этой цели, то есть доказательством, хотя, объективно говоря, провели ее там, где у россиян и не было особой обороны. Что будет после выборов, увидим.
Фронт треснул. Русские ворвались в очередную крепость и двигаются на западРоссийские войска уже врываются в очередную украинскую "фортецю", пишет Forsal. После падения Угледара настало время Торецка. Как заявил изданию генерал Вальдемар Скшипчак, нащупывая самые слабые места украинской обороны, русские скоро выйдут к главному укрепленному району Краматорска-Славянска.
Но если украинские войска не удержат фронт в Курской области, это станет показателем того, что стратегические резервы Украины истощены, и основные силы рано или поздно придется бросить на защиту городов Днепр и Запорожье. Если Украина потеряет и их, перед русскими откроется путь на западный берег Днепра и станет возможным их прорыв в центральную Украину, а это уже будет коллапсом, то есть катастрофой для украинской обороны.

"Проклятая территория"

Таким образом, независимо от тяжелой обстановки на фронте на юго-востоке Украины, где российские силы продвигаются со скоростью аналогичной началу спецоперации в феврале и начале марта 2022 года, Киев, как уже было сказано, продолжает отправлять подкрепление в Курскую область, где открыл фронт в начале августа 2024 года. Туда постоянно перебрасываются важнейшие резервы, как будто никого не беспокоит тяжелое положение ВСУ на Донбассе, который, судя по всему, в Киеве уже считают навсегда потерянным и рассматривают его только в качестве препятствия для быстрого продвижения русских на запад.
Кстати, Донбасс, который Россия в начале октября 2022 года присоединила по конституции, как и южные бывшие украинские области (Запорожскую и Херсонскую), украинская общественность считает "проклятой территорией". Киев обоснованно считает ее не только пророссийской, что для него не имеет особого значения, но и полностью разрушенной ожесточенными боями, то есть разоренной и демографически опустошенной, и восстанавливать такой регион в мирное время выйдет очень дорого.
Будет ли Москва его восстанавливать полностью, а не только большие населенные пункты и города (среди них лучший пример — ускоренное и буквально удивительное восстановление Мариуполя, важного порта на Азовском море, который, что интересно, украинские войска никогда не обстреливали еще с момента его потери в мае 2022 года, хотя ВСУ, несомненно, могли бы это делать), тоже еще большой вопрос, если учесть, что Москве эта территория прежде всего нужна для создания дополнительной стратегической защиты или, если хотите, своеобразной буферной зоны, которая поможет предотвратить украинское или чье-то другое нападение в будущем на исконные российские территории.

Мирные инициативы, которые оставляют Украину без "проклятой территории"

Но, что самое главное, эта "проклятая территория" в последнее время все чаще является предметом разных западных инициатив, связанных с возможными мирными переговорами с Москвой. Ведь все понимают, что конфликт не может продолжаться до бесконечности. Не только из-за истощения сил всех участников этого глобального геополитического мегаконфликта, но и из-за быстро растущей опасности, что в какой-то момент он обострится и выплеснется за границы двух непосредственно противоборствующих стран. Поэтому Украине нужно, хотя бы временно (читай надолго), его прекратить ради собственных стратегических целей.
Совсем недавно в Германии была озвучена еще одна подобная инициатива, и сейчас на Западе ее активно обсуждают. Она предполагает отказ Киева от освобождения оккупированных территорий и прекращение вооруженного конфликта на линии разграничения. В обмен оставшаяся часть Украины войдет в НАТО при ограничении арсенала украинских наступательных вооружений, которые можно было бы там размещать (учитываются опасения России). Когда "урезанная Украина" вступит в НАТО, альянс автоматически даст ей гарантии безопасности, которые, правда, не будут распространяться на территории, которые присоединила Россия, хотя формально Украина от них не откажется, то есть продолжит считать их своими.
Это предложение, безусловно, — попытка достигнуть компромисса с Москвой в контексте предложения президента Российской Федерации Владимира Путина, озвученного в июне. Тогда он сказал, что предлагает Украине договор, включающий возможность быстро и беспрепятственно вывести украинские войска из оставшихся частей тех регионов, которые Россия присоединила (то есть не на текущей линии разграничения), и Украина останется суверенным государством, сохранив выход к Черному морю в Одессе и Николаеве. Конечно, это предложение предполагает и внеблоковый статус Украины, то есть невозможность вступить в Североатлантический альянс. Путин тогда сказал, что это тот максимум, на который Россия может пойти, и что отказ и промедление будут иметь для Киева еще более тяжелые последствия, то есть условия мира станут жестче.
Итак, есть два предложения, российское и немецкое, которые, несомненно, кое в чем близки друг к другу, а кое в чем очень удалены (вопрос об Украине в НАТО). Эти предложения также куда более реальны, чем все то, что предлагал Владимир Зеленский в рамках своей "формулы мира" или "нового плана победы", который в последние недели он продвигал в ООН и на встречах с американскими политиками. 12 октября Владимир Зеленский планирует представить свой план и на очередном заседании так называемой группы в формате "Рамштайн". Заседание будет посвящено помощи Украине, и на нем планируют присутствовать представители 50 стран во главе с США. Там, возможно, будет принято и судьбоносное решение о продолжении украинского вооруженного конфликта. На повестке будет и немецкое предложение.
Покровск может решить исход конфликта на УкраинеЗахват Угледара стал болезненным ударом не только по самолюбию Зеленского, но и по всей Украине, пишет UnHerd. ВСУ потеряли стратегически выгодные позиции, а российским войскам открылся путь на Покровск. Если город будет взят, вся линия фронта рухнет, признают на Украине.

Трудное решение Вашингтону придется принимать в самый неподходящий момент

Я убежден, что, по крайней мере в кулуарах, немецкое предложение устраивает и США, хотя, несомненно, их цель — как можно дольше продолжать конфликт и истощать Россию и тем самым отстранить ее от активного участия в других важнейших глобальных процессах, в том числе на Ближнем и Дальнем Востоке. Кстати, никто еще не отменял знаменитой и рискованной формулы Байдена о "помощи Украине столько, сколько потребуется", хотя все знают, что это не стратегия, то есть США все еще не определились со стратегией в отношении Украины. Об этом много месяцев предупреждал Конгресс, требуя от Джо Байдена представить официальную американскую стратегию по Украине. Но Байден не делает это уже более полугода, хотя игнорировать подобные официальные требования Конгресса нельзя. Само по себе это указывает на внутренние американские противоречия, связанные с президентскими выборами, которые должны состояться менее чем через месяц.
Однако влиятельные российские аналитики близкие к Кремлю уже много дней говорят, что немецкая инициатива для России и ее интересов совершенно неприемлема и что украинский нейтральный статус для Москвы является ключевым вопросом, из-за которого, в частности, она и начала этот вооруженный конфликт.
С другой стороны, я бы добавил тут, что Москве тоже нужно быть готовой к определенным уступкам, если она действительно хочет прекратить кровопролитие. Согласится ли она на вступление "урезанной Украины" в НАТО в обмен на отмену антироссийских санкций или еще на что-то, пока сказать трудно. Но если Москва хочет остановить вооруженный конфликт договором, то, безусловно, ей придется пойти на уступки. Ведь США и Запад вообще вложили в Украину слишком большие деньги, чтобы теперь вот так просто отступить, выполняя желания Москвы. Тем более что для Запада это станет сокрушительным глобальным геополитическим поражением и ударом по репутации, от которого он вряд ли когда-нибудь оправится.
Таким образом, нет сомнений, что психологический поединок продолжится. Москва по-прежнему утверждает, что из-за неготовности Запада к искреннему диалогу военное решение всех проблем, то есть достижение ключевых целей — сейчас единственный вариант, хотя, как говорят в Кремле, они всегда готовы к серьезному диалогу. Вместе с тем Путин заявил об изменениях в ядерной доктрине РФ, то есть о значительном снижении порога применения ядерного оружия. Кроме того, Владимир Путин предупредил, что если Киеву разрешат применять западное оружие большой дальности для ударов по исконным российским территориям, Россия ответит ударами по западным целям. Тем самым важнейшее решение о том, что дальше делать с украинским вооруженным конфликтом Москва переложила на Вашингтон. И сделала она это в самый для него неподходящий момент — накануне важнейших президентских выборов. Тем не менее это решение США примут на встрече в Раммштайне.
Времени остается немного. Русские сейчас быстро продвигаются на фронте, и о долгосрочной оккупации пограничной части Курской области не может быть и речи. Все это понимают. Кроме того, аппетиты Владимира Путина могут вырасти, и он потребует полного вывода украинских войск из четырех присоединенных украинских регионов и полной безопасности для сухопутного коридора в Крым. Не исключено, что российские войска пойдут дальше на запад и выйдут к Днепру, своеобразной границе между Восточной и Западной Украиной.
Все это серьезные вопросы, которые включают крайне щекотливые дилеммы, касающиеся окончательных решений. Самое трудное решение сейчас, несомненно, предстоит сделать Вашингтону. Все это решения неудобные. Однако оставлять их следующей администрации — значит подвергать себя риску, если Россия будет наступать все напористее, а именно это она сейчас и делает, тогда как новое правительство появится в Белом доме только в середине января.
Обсудить
Рекомендуем