Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После свержения Никиты Хрущева минуло 60 лет, пишет The Conversation. Он вошел в историю как реформатор, стремившийся смягчить последствия сталинской власти. Многие считают, что именно его реформы и стремление к демократизации запустили процесс распада СССР.
Смещение Никиты Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и лидера советского государства в октябре 1964 года стало поистине беспрецедентным событием в истории Советского Союза.
Оппозиция свергла вождя бескровно. Утратив власть, он не был заключен в тюрьму или казнен. И его предшественники Ленин и Сталин, и преемники Брежнев, Андропов и Черненко умерли при исполнении обязанностей. Хрущев же был отправлен на почетную пенсию и под присмотром прожил еще семь лет.
В отличие от эпохи последнего советского лидера Михаила Горбачева, Советский Союз не распался, когда лидеру пришлось отречься от власти. Между тем “самому демократическому перевороту” в советской истории (его еще называют “маленькой Октябрьской революцией”) уже исполнилось шестьдесят лет.
Хрущев пришел к власти после смерти Иосифа Сталина в 1953 году и был на волосок от свержения еще в 1957 году, когда против него выступили бывшие соратники и близкие товарищи Сталина во главе с Георгием Маленковым и Вячеславом Молотовым. Они даже получили перевес в высшем партийном органе — президиуме. Однако Хрущева спасла поддержка военного командования, тайной полиции КГБ и общего партийного руководства — центрального комитета.
Семь лет спустя его свергли политики уже следующего поколения — люди, обязанные ему своим взлетом и должностями.
Сильнейшим из них был Леонид Брежнев — он и занял освободившееся после Хрущева место первого секретаря (вскоре после этого переименовав должность в генерального секретаря, как и во времена Сталина). Следующим в очереди был Александр Шелепин, могущественный секретарь центрального комитета, руководивший КГБ с 1958 по 1961 год.
КГБ, который в октябре 1964 года возглавил преемник Шелепина Владимир Семичастный, сыграл решающую роль в свержении Хрущева, поскольку девятое управление, отвечавшее за защиту государственных чиновников, не только не защищало его, но и постоянно за ним следило.
Семичастный не только знал о готовящемся против Хрущева перевороте, но и активно в нем участвовал. Если бы он сообщил лидеру о смуте — то есть выполнил свои прямые обязанности, — Хрущев бы наверняка предотвратил и этот дворцовый переворот.
В своих мемуарах Семичастный даже обмолвился о том, что Брежнев в одной из бесед якобы поднимал вопрос о его физическом устранении. Но этот сценарий так и не был реализован — переворот завершился ненасильственным путем.
Лидер-реформатор
Хрущев вошел в историю как реформатор, стремившийся сделать советский коммунизм менее жестоким. Он раскритиковал Сталина за злоупотребление властью, но при этом постепенно сосредотачивал в своих руках всё больше полномочий.
Его попытки продавить политические и экономические реформы прекратились, когда они стали представлять угрозу монополии коммунистов на власть. Вопреки обещаниям ослабить господство Москвы в советском блоке, он прославился кровавым разгоном венгерского восстания в 1956 году. А во время Карибского кризиса в 1962 году Хрущев поставил мир на грань ядерной войны.
Его реформы изначально носили конструктивный характер и улучшили уровень жизни соотечественников, но позже стали более сумбурными и привели к социальным волнениям, включая пресловутый расстрел взбунтовавшихся рабочих в Новочеркасске в 1962 году. При Хрущеве СССР впервые начал закупать зерно на Западе, который он ранее грозился “похоронить”.
Кроме того, раскол между Советским Союзом и Китаем на рубеже 1950–60-х годов стал поводом для негодования в Москве. Причиной раскола стали не шаги Хрущева в сторону либерализации, а авторитаризм Китая при Мао Цзэдуне. Ситуация усугублялась пограничными спорами, а также разногласиями в международных отношениях. Однако критики Хрущева были убеждены, что он мог уладить назревший конфликт и должен был это сделать.
Падение и историческое наследие
После попытки переворота в 1957 году Хрущев постепенно лишился поддержки и в президиуме, и в центральном комитете. К октябрю 1964 года он оказался в политической изоляции. Политические противники во главе с Брежневым и при поддержке других влиятельных политиков, включая вышеупомянутого Шелепина, а также Алексея Косыгина и Михаила Суслова, вызвали его в Москву, вынудив даже прервать отпуск в Пицунде.
Понимая, что в президиуме его сторонники в меньшинстве и что для сохранения власти потребуется вмешательство армии или КГБ, Хрущев ушел в отставку, так как не был уверен, что они займут его сторону.
Размышляя о том, как под его руководством был развенчан сталинизм, Хрущев заявил: “Радуюсь: наконец-то партия выросла и может контролировать любого человека”.
Однако его преемник Брежнев извлек уроки и взялся за рычаги власти железной хваткой. Тем не менее Советский Союз во многом благодаря Хрущеву так и не вернулся на путь государственного террора и массовых репрессий, как при сталинизме.
Советский Союз пережил еще одну попытку государственного переворота — в 1991 году, когда консервативная оппозиция попыталась свергнуть другого реформатора, Михаила Горбачева. Но эта попытка была гораздо хуже продумана и подготовлена и, не получив необходимой поддержки, провалилась. Советский Союз рухнул и был официально распущен спустя всего несколько месяцев.
Но многие считают, что именно Хрущев запустил процесс распада Советского Союза еще в 1950-х годах, в том числе своими реформами, стилем управления и навязчивым стремлением к демократизации. Неудивительно, что нынешний президент России его презирает — особенно поскольку Хрущев, как выразился Путин, “бездумно подарил” Крым Украине в 1954 году.
Тем не менее, сам Хрущев сосредотачивался на светлых сторонах своего правления. В своих мемуарах он вспоминал, как освободил страну от удушающего страха сталинизма и воспитал новое поколение молодых политиков, которые не побоялись бросить ему вызов. Увы, про нынешнюю верхушку этого не скажешь.
Автор: Томас Снигон (Tomas Sniegon) — доцент кафедры европейских исследований Лундского университета.