Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев разочарован в уходящей команде Байдена, а победа Харрис создала бы собственные проблемы, пишет FP. По мнению автора, Украина готова сделать ставку на Трампа, так как он не будет торопиться с разрешением конфликта и подойдет к этому вопросу с осторожностью.
Люк Коффи (Luke Coffey) — старший научный сотрудник Гудзоновского института.
Желание избранного президента США Дональда Трампа положить конец конфликту на Украины вполне искренне. Но также понятна тревога Украины и ее сторонников из-за того, как именно будет выглядеть та самая "сделка", которую миллиардер обещал в ходе своей кампании. Если в нее не войдет никаких гарантий безопасности Украины, то боевые действия могут прекратиться лишь временно: история учит, что Россия всегда возвращается спустя годы, чтобы закончить начатое. Конфликт не закончится по-настоящему, а будет лишь заморожен.
Но эти же сторонники Украины должны найти в себе мужество признать, что администрация Харрис создала бы собственные проблемы — пусть и по другим причинам. Вице-президент Камала Харрис наверняка продолжила бы вялую политику президента Джо Байдена — делая ровно столько, чтобы помочь Украине выжить, но не добиться успеха.
Долгие проволочки с ключевыми системами вооружения, нелогичные ограничения на их использование и медленные темпы поддержки, даже близко не соответствующие законным полномочиям Байдена, — всё это посеяло глубокое разочарование среди украинцев. Может показаться, что такой подход противоречит основным принципам военной стратегии и практики. Поскольку Украина ежедневно подвергается атакам российских ракет, многие украинцы считают установленные командой Байдена самоограничения чуть ли не приглашением Кремлю продолжить эскалацию.
Нет никаких сомнений в том, что украинцы благодарны Белому дому Байдена за оказанную поддержку: в первые дни конфликта она без преувеличения спасла их страну. Но по мере затягивания боевых действий помощь США всякий раз запаздывала и оказывалась меньше — все из-за колебаний и нерешительности команды Байдена. Многие украинцы будут особенно рады уходу советника по национальной безопасности Джейка Салливана — именно он считается главным виновником такого подхода.
Харрис так и не сказала, что ее подход будет отличаться от подхода Байдена. Вот почему украинские политики, советники и комментаторы готовы посмотреть на Трампа свежим взглядом. Его переизбрание представляется авантюрой, но они готовы на это пойти.
Всем, кого тревожат дальнейшие шаги Трампа, будет полезно сделать глубокий вдох и не терять самообладания. Отзывы о сентябрьской встрече Трампа и президента Владимира Зеленского оказались весьма жизнеутверждающими. А в течение суток после победы Трампа на выборах пятого ноября лидеры провели телефонный разговор, который Зеленский назвал конструктивным. Более того, маловероятно, что Трамп сломя голову бросится решать украинский вопрос, наделав при этом массу глупостей. Хотя в ходе предвыборной кампании он неоднократно хвастался, что урегулирует конфликт за 24 часа, не дожидаясь инаугурации, мы уже хорошо знаем, что это типичная трамповская бравада.
Конфликт на Украине станет одной из главных внешнеполитических задач для второй администрации Трампа — наряду с урегулированием споров с Китаем и сдерживанием Ирана на Ближнем Востоке. Чтобы предсказать дальнейшие шаги Трампа, давайте изучим его подход к основным внешнеполитическим вопросам на первом сроке. Например, решение Трампа выйти из иранской ядерной сделки — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — было ключевым предвыборным обещанием в 2016 году. Однако, придя к власти, он не стал торопиться.
Вместо этого Трамп вышел из СВПД лишь через год и четыре месяца, тщательно продумав дальнейшие действия. Сертификацию СВПД он отменил лишь в октябре 2017 года, а официальный выход состоялся лишь в мае 2018 года — по истечении трети срока своих полномочий. Более того, когда Трамп наконец вышел из СВПД, его администрация подготовила новый подход: так называемую кампанию "максимального давления". Можно с этим не соглашаться и не одобрять, но никто не назовет решение выйти из сделки и последовавшие за этим меры сумасбродством, оставившим после себя политический вакуум.
Учитывая политические ставки вокруг Украины — и желание Трампа выглядеть победителем и демонстрировать силу — вряд ли он захочет показаться слабаком или, тем паче, податливой жертвой путинских манипуляций. Поражение Украины и победа России будут восприняты как внутри страны, так и за рубежом как провал США и лично Трампа. Это говорит о том, что он займет взвешенную и обдуманную позицию по Украине — как его команда в свое время сделала в отношении СВПД.
Украина в процессе подготовки встречи Зеленского и ТрампаМинистр иностранных дел Украины Сибига и глава евродипломатии Боррель выступили на брифинге в Киеве, пишет Bloomberg. Боррель подтвердил непоколебимую поддержку Украины со стороны ЕС. Вашингтон и Киев начинают подготовку к личной встрече Зеленского и Трампа.
09.11.202400
Более того, Россия теперь ближе к Северной Корее, Ирану и Китаю, чем во время первого срока Трампа — и это говорит о том, что он может и не быть так же расположен к Путину, как прежде. Кроме того, судя по "послужному списку" Путина в добросовестной дипломатии, не исключено, что переговоры по Украине зайдут в тупик и прервутся. В этот момент Трамп может решить выйти из-за стола — как он сделал с Северной Кореей в 2019 году. Еще одно интересное отличие от администрации Байдена, которое также может оказаться на руку Украине, — это энергетическая политика. Трампа обещал снять ограничения с американской добычи нефти и газа, а личные отношения его семьи со странами Персидского залива могут дать ему дополнительный рычаг, чтобы сбить мировые цены на энергоносители и перекрыть одну из оставшихся экономических артерий России.
Украинцы тоже хотят, чтобы этот жестокий конфликт закончился. Но справедливый и прочный мир может быть достигнут лишь в том случае, если Киев почувствует себя в безопасности. Кажется, Трамп это понимает. После сентябрьской встречи с Зеленским он сказал: "Мы оба хотим положить этому конец, и мы оба хотим справедливой договоренности". На сегодняшний день единственная надежная основа для прочного мира — это формула Зеленского из десяти пунктов, которая уже лежит на столе переговоров.
Тем временем сторонники Киева должны убедительно cформулировать, почему Украина так важна для национальных интересов США, и донести эти мысли как до Конгресса, так и до американской общественности. Их доводы должны найти отклик не только у Трампа, но и у большинства американцев. Вместо того чтобы сосредотачиваться на абстрактных идеях, таких как сохранение международного порядка на основе правил, акцент должен быть сделан на геополитических реалиях, которые ставят безопасность Украины и Европы во главу угла для интересов США. Четко сформулированные военные цели России — расшатать Запад и выдавить США из Европы. А учитывая огромную важность Европы для экономики и рабочих мест Америки, это прямая угроза ее экономическому процветанию.
Украина также важна, если США хотят избежать войны и нестабильности в Восточной Азии. Китай внимательно следит за откликом США на украинские события, поскольку строит собственные планы в отношении Тайваня. Лидеры Японии, Южной Кореи и Тайваня признают связь между этими конфликтами. Поражение Украины придаст наглости Китаю в Тихоокеанском регионе.
Пока Трамп только разрабатывает свою политику по Украине, уходящая администрация Байдена должна убедиться в том, что Киев примет участие в любых будущих переговорах с позиции силы. Это потребует постоянной военной и финансовой поддержки США. После того, как Байден стал "хромой уткой" (на американском политическом сленге: политик, не добившийся переизбрания и досиживающий свой срок, — Прим. ИноСМИ.), Конгресс должен принять дополнительный пакет помощи, который усилит позиции Трампа относительно Путина к инаугурации в январе. Настало время снять ненужные ограничения администрации Байдена на использование Украиной западного оружия. Лазейки в режиме санкций против России надо наконец законопатить. А Северной Корее, Ирану и Китаю следует напомнить, что их поддержка российской спецоперации не останется незамеченной новой администрацией.
Трамп только собирает свою новую команду по национальной безопасности, и украинский конфликт, несомненно, будет задавать тон его повестке дня. Хорошо известно, что многие из круга Трампа симпатизируют России и критикуют помощь Киеву — в первую очередь спонсор его кампании Илон Маск. Однако на его орбите хватает и ярых сторонников Украины. Это как раз те деятели, кого сейчас прочат в будущую администрацию: Майк Помпео, Марко Рубио, Том Коттон и Роберт О’Брайен. Поддержка Украины по-прежнему находит отклик среди избирателей США. Поскольку промежуточные выборы состоятся уже через два года, ни Белый дом, ни республиканское руководство в Конгрессе не захотят серьезного провала на Украине. Любое урегулирование, которое навяжет Украине невыгодную сделку, чревато внешнеполитической катастрофой, по сравнению с которой сумбурный вывод войск из Афганистана при Байдене покажется цветочками.
Вопреки распространенным домыслам, что Трамп якобы подставит Украину, паниковать еще рано. Да, есть риск, что Украине будет навязана некая сделка, и ее сторонникам нужно сохранять бдительность. Но, быть может, непроста ликование среди российских политиков после победы Трампа на сей раз оказалось куда скромнее. Более пристальный взгляд на самого Трампа, его возможную команду и итоги его первого срока позволяют предположить, что лучший исход для Украины по-прежнему возможен.