В условиях приближающейся зимы Украина пытается не остаться без света

WSJ: Украина не смогла приобрести в Европе и США энергетическое оборудование

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ни Европа, ни США не помогли Украине восстановить поврежденные электростанции, пишет The Wall Street Journal. Поэтому пришлось некоторые из них "разбирать на запчасти", чтобы отремонтировать другие.
Изабель Коулз (Isabel Coles), Дженни Страсбург (Jenny Strasburg)
Украина спешно пытается отремонтировать разрушенные российскими ударами предприятия по производству электроэнергии, ища детали и запасные части за границей и на электростанции, оказавшейся на линии фронта.
На протяжении нескольких месяцев рабочие старались поддерживать работу старой электростанции в прифронтовом городе Курахово, в то время как наступающие российские войска били по ней из артиллерии.
Весной ситуация изменилась. Перед рабочими поставили новую, неимоверно сложную задачу: демонтировать все оборудование электростанции. Ее генераторы, трансформаторы и прочие жизненно важные части были срочно нужны для ремонта других украинских электростанций, разрушенных в результате российских ударов.
"Конечно, было очень трудно, но у нас не осталось выбора", — говорит директор электростанции Анатолий Боричевский, сообщивший весной эту новость тысяче сотрудников электростанции, многие из которых выросли в городе Курахово, где это энергетическое предприятие является градообразующим.
Украина не только сталкивается с неудачами на поле боя. На третьем году вооруженного конфликта ей предстоит пройти еще одно серьезное испытание: сделать так, чтобы страна не осталась без света. Весной Россия начала новую серию ударов по объектам энергетической инфраструктуры Украины, изменив тактику действий и нацелившись на ряд электростанций, чтобы лишить страну возможности вести военные действия.
В результате многочисленных атак с применением ракет и беспилотников около половины генерирующих мощностей Украины было уничтожено. Это повлекло за собой отключения электроэнергии и нарушило работу предприятий, зависящих от стабильного снабжения электричеством. Зима создаст еще более серьезную нагрузку на энергетическую систему, потому что при снижении температуры возрастает спрос на электроэнергию. В худшем случае длительные отключения приведут к тому, что в ближайшие месяцы украинские города станут непригодными для жизни, а это спровоцирует новый исход населения из страны.
Грядущий энергетический кризис поставил перед такими компаниями как ДТЭК задачу, которая исключительно важна для военных усилий страны. Самая крупная на Украине частная энергетическая компания ДТЭК является оператором Кураховской ТЭС, а до начала полномасштабного конфликта она обеспечивала электричеством около четверти Украины.
Начались поиски запчастей и комплектующих на различных выведенных из эксплуатации электростанциях по всей Европе. Началась челночная дипломатия от Брюсселя и Берлина до Вашингтона.
Но даже готовым поделиться советскими деталями партнерам требовались месяцы, чтобы преодолеть бюрократические лабиринты в своих министерствах энергетики, а в некоторых случаях у частных инвесторов. Только после этого они смогли бы передать Украине достаточное количество деталей и запчастей.
Приближалась зима с ее минусовыми температурами, и Украина нашла решение проблемы в пределах собственных границ: разобрать на запчасти собственные электростанции в рамках масштабной реорганизации, имеющей целью отремонтировать то, что возможно, и сделать это как можно быстрее.
"Это был главный источник оборудования, — сказал генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. — Выбора у нас не было".
Два года военных действий научили Тимченко готовиться к худшему. Но масштабы разрушений ошеломляли. Раньше, когда наносились удары по подстанциям и трансформаторам, их восстанавливали ремонтные бригады. Но теперь Россия нацелилась на ГЭС и ТЭС, на восстановление которых уйдут годы.
Весной в считанные недели около 80% генерирующих мощностей ДТЭК было уничтожено.
"Я даже представить себе не мог, что такое случится", — рассказал Тимченко. Он снял видео одной разрушенной электростанции, где дымились искореженные останки оборудования в разрушенном ракетой турбинном зале.
Попытки восстановить выработку электроэнергии начались сразу после того, как потушили пожар. ДТЭК собрала с различных предприятий шахтеров, электриков и прочих работников, чтобы заняться уборкой мусора.
Но часть оборудования была повреждена непоправимо, а купить готовые детали для ремонта было очень непросто. Ждать несколько месяцев, пока придет новое оборудование — это был не вариант.
Решение возникло неожиданно, когда русские разрушили мост, по которому Кураховская ТЭС снабжалась углем. Без топлива электростанция работать не могла, а восстанавливать транспортную инфраструктуру рядом с передовой было невозможно.
Обсудив ситуацию с начальством, Боричевский собрал в аппаратной рабочих и сообщил им новость: электростанция, работе на которой многие посвятили жизнь, будет демонтирована и разобрана на запчасти.
"Люди говорили: "Как вы сможете это сделать?"" — вспоминает Боричевский.
Нельзя было терять время. Российские войска находились менее чем в семи километрах и подходили все ближе. К работе по демонтажу оборудования приступили все работники предприятия. Надо было решить, как это сделать, ведь никто этим раньше не занимался, рассказал Боричевский.
Оборудование весом в сотни тонн надо было перевозить автомобильным транспортом, потому что ведущая на электростанцию единственная железнодорожная ветка была разрушена. Трансформаторы были настолько тяжелые, что под их весом ломались гидравлические толкатели. Один кран был слишком слаб, чтобы поднять некоторые элементы оборудования, и поэтому рабочие одновременно использовали два крана. При этом толстые тросы "рвались как нитки", вспоминает Боричевский.
Когда оборудование грузили на автомашины, под его весом порой лопались шины и ломалась подвеска. Рабочие укрепили мосты, чтобы они не просели.
Пока Боричевский решал задачи по демонтажу, руководство ДТЭК искало запчасти в разных странах, в том числе в бывших советских республиках.
Тимченко встречался с министрами энергетики таких стран как Болгария, Румыния и Греция, прося их о помощи, а также о содействии со стороны частных и государственных компаний. Но очень часто эти переговоры заходили в тупик или длились бесконечно долго. Много времени занимала работа по обеспечению безопасности и логистике.
Постепенно ДТЭК возвращала энергоблоки к работе, но всякий раз Россия наносила новые удары. Если энергетическую инфраструктуру Украины не защитить надлежащим образом от бомбардировок, любой ремонт будет напрасен. "Мы приложили так много усилий для восстановления этих предприятий, — сказал Тимченко. — Нам очень сложно сохранить мотивацию".
По его словам, в конце лета прошла серия встреч, на которых представители США спрашивали, как они могут помочь Украине подготовиться к зиме. Отделив самые насущные и срочные потребности от всего остального, Тимченко сказал им: "Нам не нужна финансовая помощь. Нам даже не нужно оборудование. Нам нужна ПВО".
На регулярных совещаниях по ликвидации последствий Тимченко получал свежую информацию о ходе ремонтных работ и мрачные доклады о сотрудниках, погибших или получивших ранения на линии фронта. За время конфликта погибло более 320 сотрудников ДТЭК, в основном из числа тех, кто воевал. Более тысячи получили ранения.
"Он эмоционально вовлечен, — говорит о Тимченко генеральный директор датского изготовителя ветряных турбин компании Vestas Хенрик Андерсен (Henrik Andersen), часто общающийся с ним. — Он видит, что его сотрудники, его руководители неустанно трудятся, чтобы страна могла работать".
Несмотря на военные действия, две компании реализуют планы строительства на украинской территории самой крупной в Восточной Европе ветроэлектростанции. Это составная часть общих усилий по повышению устойчивости и жизнеспособности энергосистемы страны за счет рассредоточения генерирующих мощностей. Но все эти усилия никак не помогут в условиях приближающейся зимы.
Между тем руководитель ДТЭК сталкивается с проблемами, связанными с обслуживанием долга компании, накапливающегося по причине ограничений на трансграничные валютные переводы. ДТЭК заявляет, что ее торговое подразделение в предстоящие месяцы будет импортировать из США сжиженный природный газ, что поможет в зимнее время обеспечить топливом Украину и соседние страны.
К концу лета работы по демонтажу оборудования на Кураховской ТЭС были в основном завершены. Собранные там детали существенно помогли ДТЭК восстановить поврежденные мощности. Компания восстановила около 60% мощностей, пострадавших в этом году от воздушных ударов. До этого у нее работало всего 10% генерирующих мощностей.
За счет демонтированных в Курахово деталей удалось отремонтировать другие электростанции в разных частях Украины.
Инженеры ДТЭК творчески подходят к интеграции оборудования, не предназначенного для совместной работы. Но несмотря на эти усилия и импорт электроэнергии из Европы, Международное энергетическое агентство предупреждает, что в самые холодные зимние дни Украине будет не хватать шести гигаватт электричества, то есть трети прогнозируемой пиковой нагрузки.
Директор киевского аналитического Центра исследований энергетики Александр Харченко рассказал, что если зима выдастся теплой, крупных отключений в масштабах всей страны удастся избежать. "Конечно, если температура опустится до минус 10, минус 15 градусов Цельсия, особенно на две-три недели, нам понадобятся определенные ограничения", — добавил он. Это если исходить из того, что Россия снова не нанесет серьезный урон энергетической инфраструктуре.
На Кураховской ТЭС не осталось ничего, кроме котлов и других слишком громоздких и тяжелых для транспортировки элементов оборудования. Среди прочего Боричевский спас старый, покрытый пятнами фотоальбом с коричневатыми фотографиями времен строительства электростанции в 1930-е годы, когда на стройке работали экскаваторы на паровой тяге и запряженные в телеги лошади.
Руководство ДТЭК говорит, что не отказывается от ТЭС и намерено восстановить ее, когда позволят обстоятельства. Но российские войска наступают, и это вряд ли произойдет скоро.
Многие рабочие перебрались на другие электростанции. Кто-то остался ухаживать за пожилыми родственниками или просто не пожелал покинуть родной город. Недавно власти приказали гражданам эвакуироваться.
"Теперь мы разбросаны по разным частям Украины", — говорит Боричевский.
Обсудить
Рекомендуем