Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глобальное потепление и арктические перспективы ставят на повестку дня для многих государств строительство ледоколов, пишет iDNES. Самым большим их флотом располагает Россия — единственная страна, у которой есть атомные ледоколы. США до нее далеко.
Государства с выходом в Северный Ледовитый океан соревнуются в строительстве специальных кораблей для раскалывания льдов. Бесконкурентным и самым большим флотом ледоколов располагает Россия. Но в гонке участвует и Китай. Соединенным Штатам не хватает ледоколов, и поэтому они заключили пакт об их строительстве с Финляндией и Канадой.
Причины, которые подталкивают государства расширять присутствие в Арктике, можно разделить на две основные группы. Первая — природные ресурсы. В неглубоких водах Северного Ледовитого океана могут скрываться до 20 % мировых запасов нефти и природного газа. Вторая группа мотивов относится к морским грузоперевозкам. Северная ледовая верхушка нашей планеты быстро тает. Летом текущего года зафиксирована минимальная площадь арктического льда — 4,3 миллиона квадратных километров. Это на 1,8 миллионов квадратных километров меньше, чем в среднем за долгий срок измерения. Тающие льды открывают новые морские трассы между Атлантикой и Тихим океаном.
Самой выгодной будет трансполярная трасса, соединяющая два океана прямо через Северный полюс. Но пока использовать ее мешают льды. Тем не менее уже в ближайшем будущем все может измениться. Трасса может открыться уже в 2050 году, а возможно, и раньше.
Другой выгодный вариант — северо-западный проход через Канадский арктический архипелаг. Эта трасса местами довольно мелкая. В некоторых проливах глубина составляет всего 15 метров. Тем не менее это одна из самых интересных альтернатив, в частности, Панамскому проливу.
Пока наиболее многообещающим, однако, выглядит Северный морской путь. Это морская трасса, соединяющая Европу с Азией, вдоль российского побережья. Только с января текущего года ею воспользовались 79 грузовых судов. Они переправили в общей сложности 2,4 миллиона тонн товаров. К 2030 году Россия планирует увеличить эти объемы до 150 миллионов тонн. Но и на Северном морском пути обычные корабли не обойдутся без помощи ледоколов.
Ледовый класс
В России этим типом судов занимается государственная компания "Росатом". Она весьма активно строит ледоколы. После начала спецоперации на Украине, однако, процесс затормозили международные санкции. Для строительства на собственных верфях русским недостает импортных комплектующих. Заказывать подобные специфические суда на европейских верфях тоже нельзя. Китайские и южнокорейские верфи загружены как минимум до 2028 года. Поэтому русские ищут другие варианты.
Недавно Росатом договорился о строительстве четырех ледоколов в Индии. Стоимость контракта составляет 713 миллионов долларов. Ими займется одна государственная и одна частная индийская верфь. Благодаря контракту индийские кораблестроители не только заработают, но и получат ценный опыт.
Что касается ледоколов, Россия, безусловно, держава. Однако подсчитать эти суда и сравнить число с другими государствами трудно. Не до конца ясно, какое судно можно назвать ледоколом, а какое нет. Разные государства и международные институты классифицируют суда способные ходить в полностью или частично замерзших водах с помощью так называемого ледового класса. Но таких классификаций не менее восьми, и все они различаются.
Россия как доминанта
Некоторым судам присвоен высокий ледовый класс, хотя они не предназначены непосредственно для прокладывания пути во льдах. Пример — паром Viking XPRS компании Viking Line. Ему присвоены высший ледовый класс по финско-шведской классификации. Он способен проложить себе путь даже через толстые льды. Но есть и специально созданные суда, предназначенные для транспортировки сжиженного природного газа или других товаров.
Сайт Breaking Defense в этом году в августе попытался, несмотря на описанные классификационные проблемы, сравнить флотилии ледоколов, которыми располагают страны, связывающие свои интересы с Антарктидой. При этом за основу были взяты данные американской береговой охраны, дополненные собственными изысканиями. Любопытный материал.
По сведениям Breaking Defense, Москва может располагать 41 ледоколом. Семь из них атомные. Россия — единственная страна, у которой есть атомные ледоколы. Самый старый из них "Таймыр" был спущен на воду в 1987 году.
Он был построен на верфи в Хельсинки еще во времена Советского Союза и имеет низкую осадку. При необходимости она может достигать всего семи с половиной метров.
Самый новый российский атомный ледокол называется "Урал". Его киль впервые соприкоснулся с водой в 2019 году. "Урал" относится к современному типу 22220, который еще называется в честь первого корабля классом "Арктика". Сейчас у русских три таких ледокола. Еще три уже строятся, а один заказан.
Как Америка потеряла АрктикуС началом российской спецоперации на Украине в 2022 году арктическое сотрудничество прервалось, пишет TNI. В результате Москва развернулась в сторону Китая и Индии, расширяя маршруты поставок и региональное влияние. А Трамп на втором сроке унаследует пустую арктическую кладовую.
18.11.202400
Американцы отстают
Ледоколы строит и Китай, хотя его территориальные воды не находятся за полярным кругом. Тем не менее азиатская держава планирует пользоваться Северным морским путем. В 2012 году китайский ледокол Xue Long прошел по трансполярной трассе через Северный полюс. Через пять лет Китай объявил себя "государством близким к Арктике". Пока у Китая не менее пяти ледоколов. Все с традиционными энергетическими установками. Однако Пекин не скрывает желания встать в один ряд с Россией и построить себе атомные ледоколы.
По сравнению с Россией и Китаем Соединенные Штаты выглядят бледно. Их ледоколами пользуется береговая охрана. Официально их у США одиннадцать. Девять из этих судов, однако, служат только на Великих озерах. Для плавания в открытом море они непригодны. В море могут отправиться только ледоколы Polar Star и Healy. Оба они уже видали виды.
Polar Star спустили на воду еще в 1973 году, а Healy — в 1997 году. У Polar Star был еще сестринский корабль Polar Sea, который, правда, списали в 2010 году. Теперь он служит лишь источником запчастей. Оба действующих американских океанских ледокола базируются в Сиэтле.
Месяц без ледокола
Недавно ледокол Polar Star прошел модернизацию, которая продлила срок службы судна. На последнем этапе судно стояло в калифорнийском сухом доке. В Сиэтл ледокол вернулся 25 августа. За месяц до этого, 25 июля, на палубе Healy случился пожар. Ледоколу пришлось прервать запланированную исследовательскую экспедицию. Сегодня он уже снова в строю. Но в период между его пожаром и возвращением Polar Star у Соединенных Штатов не было ни одного океанского ледокола.
В настоящее время американцы строят в рамках проекта PSC новые ледоколы. PSC сокращение от Polar Security Cutter, то есть полярный катер охраны. Дело в том, что в береговой охране почти все корабли называют катерами. Первый корабль под названием Polar Sentinel планировали спустить на воду уже в этом году. Но, по имеющимся данным, это произойдет не ранее 2029 года.
Кроме проекта PSC, береговая охрана хочет закупить и ледокол, совмещенный с реморкером Aiviq. Первоначально он использовался для перевозки якорей нефтяных платформ. Береговой охране, скорее всего, придется реконструировать судно в соответствии с собственными нуждами. Даже если удастся ввести его в эксплуатацию и охрана получит все три запланированные ледокола по программе PSC, кораблей такого типа все равно будет не хватать.
Пакт ICE
Поэтому американцы прибегли к своей любимой стратегии. Они обратились к союзникам. В июле текущего года президент США Джо Байден, канадский премьер Джастин Трюдо и финский президент Александр Стубб договорились о сотрудничестве на строительстве ледоколов и назвали проект ICE (от английского Icebreaker Collaboration Effortили сокращенно "лед"). Как Канада, так и Финляндия имеют немалый опыт в строительстве и эксплуатации ледоколов. В Канаде ледоколы, как и в Соединенных Штатах, находятся в ведении береговой охраны.
Канадская флотилия официально насчитывает 42 корабля. Но к ней относятся и два судна на воздушной подушке и небольшие суда, предназначенные для Реки Святого Лаврентия и Великих озер. Ледоколов пригодных для трудных океанских условий у Канады девять: два тяжелых, Louis S. St-Laurent и Terry Fox, и семь средних. Три средних ледокола, как и упомянутый буксир Aiviq, являются реморкерами, первоначально предназначенными для манипуляций с якорями нефтяных платформ.
Сейчас у Финляндии семь средних ледоколов и четыре легких. В программу ICE Финляндия вносит ценнейшие ноу-хау. Финские компании разработали 80% мировых ледоколов. 60% из них они же и построили. Это касается, в том числе, российских.
Многие ледоколы были построены на верфи в Хельсинки Helsinki Shipyard. До конфликта на Украине в 2022 году она принадлежала россиянам. Однако впоследствии ее передали канадской компании Davie Shipbuilding. Таким образом, в будущем договор ICE может стать для России серьезной проблемой.
Автор: Радек Йохн (Radek John)