Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Жители Украины устали от продолжающегося конфликта, сказал в интервью La Nacion ректор греко-католической львовской семинарии Игорь Бойко. По его словам, лично ему легко представить себе Украину без Донбасса, и если такова цена мира – то пусть так и будет.
Элизабетта Пике
Спустя тысячу дней военных действий на Украине, после гибели тысяч людей, ужасающих разрушений и занятия Россией 20% украинской территории ректор греко-католической Львовской духовной семинарии Святого Духа Игорь Бойко готов признать, что люди устали.
В интервью, которое он дал газете La Nacion в Риме, 48-летний Бойко, эксперт по биоэтике, изучавший философию, теологию и нравственное богословие в различных католических университетах, также признает, что мог бы представить себе Украину без Донбасса. "Если война будет продолжаться и приведет к новым жертвам и бедствиям, возможно, стоит сказать: ладно, забирайте эти земли, оставьте нас в покое и дайте нам гарантии, что больше не будете вторгаться на Украину", – говорит он.
– Прошла тысяча дней с начала полномасштабного конфликта 24 февраля 2022 года. Что чувствуют люди на Украине сегодня?
– Спустя тысячу дней конфликта мы видим, что люди устали. Хотя конфликт не везде на Украине ощущается одинаково – на западе он заметен меньше, – но он присутствует в жизни каждого. Ежедневно идут обстрелы ракетами и беспилотниками. Это наполняет людей страхом. Помимо погибших у нас много раненых, искалеченных, оставшихся без ног и без рук. Такие люди нуждаются в реабилитации. Многие матери теряют своих детей. Кругом вдовы и сироты. Все это тяжелые последствия конфликта...
– Правительство не называет число погибших....
– Да, но достаточно взглянуть на кладбища в любом городе. Например, на кладбище во Львове более тысячи могил людей, которые погибли в результате конфликта. Можно представить себе кладбища в других больших и малых городах. Хотя у нас нет точных цифр, мы видим, что количество людей, погибших в этом конфликте, растет с каждым днем.
– После победы в Соединенных Штатах Дональда Трампа многие верят, что могут произойти перемены, будет достигнуто соглашение и положен конец конфликту...
– Не знаю. Сейчас много чего говорят. Некоторые считают, что Трамп непредсказуем. Непонятно, как он собирается поступить... Есть много вариантов, как может закончиться этот конфликт, и я не знаю...
– Что вы думаете по поводу того, что Байден разрешил использовать американские дальнобойные ракеты для атак на Россию?
– Я думаю, что Украина сможет ослабить российскую армию на своей территории, обстреливая не мирных жителей, а склады оружия или топлива. <…>
– Спустя тысячу дней Россия наступает, а Украина теряет свои позиции. От чего Украина готова отказаться ради мирного соглашения?
– Я не политик, но, насколько я понимаю, для того, чтобы остановить войну, Украине, возможно, придется что-то уступить. В то же время, когда я беседую с женщинами, потерявшими своих мужей и сыновей, я осознаю, что они не примут никаких территориальных уступок: "Наш сын погиб, а мы теперь должны уступить Донбасс и Крым русским?" Многие молодые люди отдали свои жизни. Ради чего? Мы должны быть очень осторожны, это болезненная тема. Я считаю, что необходимо заключить справедливый мир, что русские должны прекратить свои атаки и уйти с нашей территории, заплатив за нанесенный нам ущерб. Тогда можно будет говорить о мире. Хотя я не думаю, что они на это согласятся.
– Какой сценарий можно считать лучшим, а какой – худшим?
– Для меня идеальным сценарием было бы прекращение российскими войсками огня, вывод войск с нашей территории, возмещение нам огромного ущерба и выплата компенсаций по решениям суда. Это был бы наилучший сценарий, но он выглядит фантастическим. Я знаю, что он невозможен. С другой стороны, худший сценарий заключается в том, что он (Путин) не хочет останавливаться. Он часто говорит об этом и утверждает, что Россия может продолжать войну еще очень долго... Сейчас русским помогают солдаты из Северной Кореи (в Кремле назвали информационной уткой утверждения западной прессы, что Северная Корея отправляет своих военных на специальную военную операцию – прим. ИноСМИ). Россия также может договориться с Китаем и другими странами, которые ее поддерживают, и тогда эта война станет бесконечной с еще большим количеством человеческих жертв и разрушений. А еще худшим сценарием было бы завоевание Россией всей территории Украины.
– Можете ли вы представить себе Украину без Крыма и Донбасса?
– Честно говоря, я могу представить себе Украину без Донбасса. Простите, но я знаю, что говорю. Военные действия в Донбассе идут с 2014 года, и люди, которые там находятся, сделали свой выбор. Те, кто поддерживает Украину, уехали и поселились в других местах. Они говорят, что надеются вернуться в свои дома, на свою землю, хотя надежда невелика и тает с каждым днем. Если война будет продолжаться и приведет к новым жертвам и бедствиям, возможно, стоит сказать: "Ладно, забирайте эти земли, оставьте нас в покое и дайте нам гарантии, что больше не будете вторгаться на Украину". Крым мне кажется стратегически более важной территорией, от которой отказаться гораздо труднее. Если мы так поступим, русские будут продолжать терроризировать Украину, которая граничит с Крымом, и мы не будем в безопасности. Многие политические вопросы стоят ребром. Было бы лучше, если бы русские освободили всю территорию, но я не знаю, возможно ли это сейчас.
– Люди на Украине больше надеются на помощь Европейского союза или США?
– Трудно сказать. Мне кажется, что люди скорее не хотят быть с Россией. Они хотят быть частью ЕС, потому что понимают, что у нас общие ценности. Мы хотим свободы, хотим, чтобы наше достоинство и наши решения уважали. За эти идеалы гибнет много людей, но мы не смогли бы сражаться без помощи ЕС и США. Без этой помощи мы не сможем достичь абсолютно ничего.
– Испытывают ли люди на Украине разочарование от того, что помощь до сих пор недостаточна и что после 7 октября 2023 года внимание всего мира переключилось на войну на Ближнем Востоке?
– Нам нельзя разочаровываться, иначе мы не сможем продолжать воевать. Разочарование – это худшее, что с нами может произойти. Да, есть много трудностей, есть люди, которые не хотят идти на фронт, потому что это слишком опасно, и они могут погибнуть. С каждым днем нам все труднее, но мы не можем сдаться. Лучше защищаться, чем сдаваться, потому что если мы сдадимся, нам конец, русские займут всю страну. Повторяю, люди действительно устали, но они не теряют веру и не выходят на улицы со словами: "Хватит, давайте закончим эту войну. Давайте договоримся. Давайте заключим мир". Такого нет и не будет...
– Спустя тысячу дней боевых действий президент Владимир Зеленский по-прежнему популярен?
– Я могу сказать, что украинский народ любит свободу. Если бы люди были недовольны президентом, то выражали бы свое мнение, устраивали бы протесты, забастовки, несмотря на военное положение... Конечно, как и везде, есть люди, которые недовольны, но я считаю, что Зеленский проявил себя как президент, который знает, как управлять страной в такое время. Он принимал решения, которые я считаю мужественными, например, остался в стране, хотя мог уехать. Ему несколько раз предлагали уехать еще в начале конфликта. Затем в течение года, несмотря на опасность, он ездил в другие страны, чтобы рассказать о том, что происходит, попросить о помощи и поблагодарить за поддержку. Он показал себя президентом, которым мы можем гордиться. Возможно, сегодня он меньше ездит в другие страны, его голос уже не так слышен, но это связано с общей усталостью. Это не значит, что он потерял популярность. Он наш президент, которого избрал народ Украины, поэтому он должен руководить страной до конца своего срока (президентские полномочия Зеленского истекли 20 мая 2024 года, очередные выборы главы государства должны были состояться 31 марта, но не были проведены – прим. ИноСМИ).