Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Победа пророссийской партии в Грузии говорит о том, что страна не хочет становиться "еще одной Украиной", пишет WP. После многолетних попыток интеграции с Западом государство возвращается на орбиту России, отмечает автор статьи.
Мэри Илюшина (Mary Ilyushina)
Пророссийская правящая партия победила на выборах, внушив избирателям, что гнев Москвы может превратит Грузию в еще одну Украину.
Тбилиси— После спорных парламентских выборов Грузия — небольшая страна, некогда входившая в состав Советского Союза, — возвращается на орбиту России.Это произошло после тщетных попыток интеграции с Западом на протяжении нескольких десятилетий.
Занимающая пророссийские позиции правящая партия “Грузинская мечта” объявила о победе на октябрьских выборах с результатом в 54% голосов. Во главу угла своей кампании она поставила строгое предостережение избирателям: если вы выберете Запад, то разделите судьбу Украины.
Оппозиция отвергла выборы, сочтя их “украденными”, но складывается ощущение, что правящая партия успешно воспользовалась раздробленностью противников и страхом сограждан перед войной — который также подстегнула российская дезинформация вкупе с неоднородной поддержкой, которую Запад оказывает странам, стремящимся выйти из сферы влияния Москвы.
Если правящая партия упрочит свою победу, а это с каждым днем все вероятнее, то разворот Грузии, некогда стремившейся влиться в Европейский союз, послужит предостережением для Украины и других бывших советских республик, надеющихся сблизиться с Западом.Все это происходит на этапе, когда президент России Владимир Путин стремится восстановить региональную гегемонию, пошатнувшуюся с советских времен.
После эпохи слабости Москвы российская спецоперация на Украине словно вылила ушат холодной воды на соседние страны, стремящиеся к более тесным связям с Западом.
Бывший президент Грузии Георгий Маргвелашвили назвал агрессивное присутствие Кремля самой эффективной угрозой бывшим сателлитам: “Что бы вы ни делали — неважно. Мы здесь, на земле. Вы могли 30 лет успешно шагать на Запад, но рано или поздно вас бросят, и вы вернетесь к нам”.
Разворот прочь от Европы
Подавляющее большинство грузин — по опросам, стабильно более 80% — поддерживают европейскую интеграцию и не питают особой любви к Москве, и оппозиция пыталась подать свою кампанию как выбор между Европейским союзом и Россией.
Однако, поскольку 20% территории Грузии по-прежнему находятся под фактическим контролем России после непродолжительной войны между двумя странами в 2008 году (вероятно, речь идет о территориях Южной Осетии и Абхазии, независимость которых Россия признала в 2008 году. — Прим. ИноСМИ),над страной нависает тень военной мощи Москвы. Памятуя об этом, “Грузинская мечта” предложила избирателям выбор не в пример более зловещий: между миром и войной.
Разворот партии в сторону России — поветрие недавнее: придя к власти в 2012 году, она стремительно зашагала к членству в ЕС. Но с началом конфликта на Украине партия снова повернулась лицом к Москве.
Правительство начало выставлять Запад и местную оппозицию как “глобальную партию войны”, стремящуюся сделать из грузин пешек в битве против Москвы.
“Грузинская мечта” и сейчас не называет себя пророссийской, прикрываясь интересами страны и взаимодействуя сразу с несколькими влиятельными игроками. Однако на практике такая политика нередко выливается в открыто пророссийскую.
Одна из ключевых фигур разворота прочь от Европы — основатель “Грузинской мечты” Бидзина Иванишвили, миллиардер и бывший премьер-министр, несколько раз уходивший из политики, но не утративший своего влияния. Он сколотил свое состояние в России в 1990-х, и критики утверждают, что в своей риторике и политике он перекликается с российским лидером.
“Грузию и Украину не пустили в НАТО, и они остались за бортом блока, — заявил Иванишвили в редком публичном выступлении на митинге в этом году. — Все эти решения принимает Партия глобальной войны, которая имеет решающий голос в НАТО и ЕС и для которой и Грузия, и Украина — лишь пушечное мясо”.
В самом начале российской спецоперации на Украине в 2022 году Грузия выразила поддержку Киеву. Украинские флаги по-прежнему украшают окна в столице, но правительство не вводит санкций и последовательно избегает громкой критики Москвы.
“Как правительство мы сделали все возможное, чтобы поддержать Украину и украинский народ”, — сообщил в интервью The Washington Post заместитель председателя партии Арчил Талаквадзе. При этом он считает очевидным, что “зарубежные” чиновники попытались втянуть Грузию в свою опосредованную войну. “Мы сочли, что это подвергнет Грузию неоправданному риску”, — заключил он.
Предвыборная кампания с плакатами, на которых разрушенным украинским городам противопоставлялись нетронутые грузинские, нашла глубокий отклик у людей — особенно в сельской местности вблизи линии разграничения.
Избежать войны
Грузины не забыли последнюю войну. Дорога в Чорвилу, родовую деревню Иванишвили на южных отрогах Большого Кавказского хребта, проходит как раз по линии разграничения с сепаратистской Южной Осетией. Россия отсюда всего в нескольких километрах.
Здесь Иванишвили слывет практически народным героем и совестливым богачом, который отдал долг землякам и, пока не занял государственную должность, щедро строил дома и дороги и оплачивал счета жителей за коммунальные услуги.
“Я против войны. Уверен, что “Грузинская мечта” сохранит мир. Мы не хотим, чтобы страны с нами враждовали, и сами не хотим ни с кем ссориться”, — сказал директор местной школы Гоги Гурзенидзе, который помнит, как в 2008 году над головой ревели российские самолеты.
Здесь, в самом сердце “Грузинской мечты”, избиратели горячо поддерживают оба столпа кампании Иванишвили — мир через видимость нейтралитета и защиту традиционных ценностей Грузии.
“Грузинская мечта” по-прежнему называет членство в ЕС достижимой целью к 2030 году — правда с оговоркой: Грузия присоединится лишь с “достоинством” и как блюстительница своих традиций.
“Разумеется, я хочу вступить в ЕС, но мы должны защищать достоинство наших предков. Женщина должна быть женщиной, а мужчина — быть мужчиной”, — сказал житель Чорвилы Мамия Мачавариани.
Это “достоинство” с некоторых пор защищается двумя законами, которые встали на пути членства Грузии в ЕС из-за вопиющего расхождения со стандартами блока.
Во-первых, это Закон о семейных ценностях и защите несовершеннолетних, который запрещает однополые браки, смену пола (автор употребляет принятый в либеральных кругах США расплывчатый и вводящий в заблуждение эвфемизм “гендерно-подтверждающий уход”. — Прим. ИноСМИ) и мероприятия “Гордости” (читай: гей-парады*. — Прим. ИноСМИ), а также закладывает почву для цензуры в СМИ.
Во-вторых, это Закон об иностранных агентах, который обязывает организации по гражданским правам и средства массовой информации, получающие свыше 20% финансирования из-за рубежа, регистрироваться как группы, “обслуживающие интересы иностранной державы”. Оба закона — почти полные копии российских.
Ускользающая Европа
В столице Тбилиси в воздухе повисло отчаяние: жители опасаются, что их шанс стать полноценной демократией и вступить в ЕС ускользает.
“Это не победа. Это узурпация власти, — сказал 38-летний тбилисец Георгий, назвавшийся только по имени из-за страха возмездия. — Мы должны двигаться в сторону ЕС, поскольку ни одна нормальная страна сегодня не захочет более тесных связей с Россией. Это сродни самоубийству, поскольку Россия не соблюдает никаких соглашений”.
Оппозиция отвергла самопровозглашенную миссию “Грузинской мечты” — не дать стране втянуться в войну — назвав ее пропагандой. Некоторые утверждают, что ее реальная цель — остаться у власти и создать однопартийную систему.
Лидер партии “За Грузию” Георгий Гахария считает, что “Грузинская мечта” и Иванишвили сменили курс, осознав, что вступление в ЕС будет означать смену власти.
“Его главная цель — остаться у власти, — сказал он. — Но затем он понял, что это невозможно, потому что демократия европейского образца подразумевает смену власти посредством выборов”.
Однако протесты против результатов выборов оказались довольно скромными по сравнению с весенними — против новых законов. Это говорит о том, что оппозиция в некотором смысле выдохлась.
Лидеры оппозиции взывают к лидерам ЕС о помощи, призывая блок направить следственную миссию, но это может произойти лишь с согласия правительства под руководством “Грузинской мечты”.
Брюссель мог бы надавить на партию, но реакция европейских чиновников оказалась весьма сдержанной. Наблюдатели сообщили о ряде серьезных нарушений, но не стали называть выборы постановочными.
Поиск потенциальных нарушений займет недели, если не месяцы — и к тому же есть масса косвенных способов манипулировать общественным мнением, которые отследить гораздо сложнее.
“Это вопрос курицы и яйца: Запад не желает предпринимать шаги без достаточных доказательств, а оппозиция не может эти доказательства собрать, если Запад не окажет должного давления”, — сказал Джон Дипирро из Грузинской программы Международного республиканского института.
Иванишвили явно делает ставку на то, что Европа утратит интерес к Грузии, а минувшим летом предсказал, что победа Дональда Трампа положит конец украинскому конфликту.
“Нам осталось продержаться максимум год, после чего мировые и региональные интересы изменятся — в том числе и в отношении Грузии”, — заявил он. По его словам, с окончанием конфликта “все недоразумения с Европой и Америкой тоже прекратятся”.
*ЛГБТ — экстремистская организация, запрещенная в России