Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У Трампа непредсказуемый и иррациональный характер, пишет Conversation. По мнению автора, это качество может как сыграть на руку избранному президенту США, так и поставить его в неприятное положение.
Пол Уайтли (Paul Whiteley)
После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США очень многие люди во всем мире не знают, что он может сделать в свой президентский срок, и осуществит ли он свои угрозы в сфере внешней политики.
Избранный президент пригрозил предпринять целый ряд кардинальных изменений в политике после вступления в должность.
Кое у кого наибольшую обеспокоенность в области внешней политики вызывает то, как администрация Трампа собирается прекращать вооруженный конфликт на Украине. Трамп заявлял, что может остановить военные действия за один день. Если конечный результат переговоров или достигнутую мирную договоренность Владимир Путин расценит как победу, другие граничащие с Россией страны будут встревожены, так как это может подтолкнуть его к разработке новых планов военной агрессии.
Кроме того, если Трамп откажется от давней поддержки, которую Соединенные Штаты оказывают независимому Тайваню, это может спровоцировать Китай. Пекин считает этот остров своей сепаратистской провинцией и хочет вернуть его в состав Китая. Но американская поддержка Тайваня издавна является тем фактором, который сдерживает КНР.
Си Цзиньпин хочет остаться в истории страны лидером, объединившим Китай, чего не сумел сделать Мао Цзэдун после гражданской войны. Китайский руководитель в последние годы усиливает давление на Тайвань, и есть убедительные признаки того, что он хочет пойти еще дальше.
Но ни Си, ни Путин не могут гарантировать, что Трамп сделает то, о чем он ранее говорил. И вот почему.
Здесь применим урок из теории игр — математического исследования сотрудничества и соперничества. В частности, сценарий, который иногда называют игрой в ястребов и голубей. В нем предлагается модель конфликта между двумя действующими лицами.
Впервые модель проверяли на американских подростках в 1950-1960-х годах. Два соперника на автомобилях разгонялись и ехали навстречу друг другу на большой скорости. Того, кто отворачивал первым, чтобы избежать аварии со смертельным исходом, называли трусом и считали проигравшим.
Чтобы описать логику этой игры, мы можем воспользоваться матрицей выигрыша. Это таблица, показывающая гипотетический выигрыш от различных исходов, которые возможны, когда игроку А противостоит игрок Б.
Худший из всех возможных исходов для обоих игроков — это столкновение. Поэтому выигрыш у обоих в таком случае равен нулю. Лучший из всех возможных исходов для игрока А — ехать дальше, когда игрок Б отвернет. Если свернут оба, выигрыш для каждого равен двум.
Таким образом, свернуть лучше, чем врезаться. Но главный приз достанется игроку, который будет ехать на соперника, а тот отвернет.
Такая игра используется при моделировании ядерного сдерживания. В этом случае уничтожающий противника первый удар эквивалентен езде, когда соперник отвернет. Нет нужды говорить о том, что, если оба игрока нанесут удары одновременно, исход будет намного хуже отраженного в матрице нулевого результата.
Чтобы одержать верх в этой игре, надо убедить соперника, что ты готов продолжать движение, чего бы это тебе ни стоило. Некоторые американские подростки, например, демонстративно выбрасывают руль из окна машины, показывая противнику, что не смогут отвернуть в последний момент, даже если захотят. То есть, чтобы победить, нужно убедить оппонента, что ты пойдешь на такой риск.
Примерно так же поступает Трамп в определенных обстоятельствах. Он выступает с громкими заявлениями о том, что собирается сделать. Отчасти, он поступает так, чтобы посмотреть, как дальше поступит его противник и не сдастся ли он.
У Трампа также есть преимущество под названием непредсказуемость. Разница между словами и делами у него существенная, о чем подробно написал его биограф Майкл Вулф (Michael Wolff) в книге о первом президентском сроке. В одном из интервью Вулф заявил: "Дональд Трамп совершенно непредсказуем, иррационален, порой непоследователен, зациклен на себе, что вызывает замешательство, и демонстрирует такие черты характера, что любой может с полным основанием спросить: „Эй, что здесь происходит, может, что-то не так?“"
Пара примеров из первого срока Трампа доказывает, что избранный президент зачастую предпринимает такие действия, которых другие американские руководители не допускали. Иногда эти действия приводят к успеху, иногда нет.
В 2019 году Трамп нанес исторический визит в Северную Корею, став первым американским руководителем, поступившим подобным образом. Трамп заявил, что начинается новая эпоха дружбы между двумя странами, подчеркнув, что он единственный, кто может это сделать. Но его попытка создать альянс с Северной Кореей и остановить ее ядерную программу потерпела крах. В этом случае непредсказуемость Трампа не сработала.
Но есть еще пример, когда благодаря его непредсказуемости удалось добиться такого результата, к которому США стремились на протяжении десятилетий. Во время первого президентского срока Трамп пытался ослабить НАТО, "оскорбляя и отталкивая от себя американских союзников". Его угрозы прекратить американскую поддержку помогли добиться поставленной цели: он убедил членов НАТО увеличить расходы на оборону. Именно на это Трамп и надеялся.
Итак, непредсказуемость Трампа может стать фактором сдерживания и устрашения для таких руководителей как Путин и Си, поскольку они не знают точно, как он будет реагировать и в каких случаях он может обидеться. Если Путин откажется от предложенной Трампом мирной договоренности по Украине, или согласится на нее, а потом возобновит боевые действия в его президентский срок, американский руководитель может воспринять это как личную обиду и даже настроиться против Путина.
Урок из теории игр гласит, что непредсказуемость и опрометчивость иногда окупаются в конфликтной ситуации и на переговорах. А это значит, что никто не знает, какое решение Трамп примет в дальнейшем.