Самый многообещающий шанс Украины на мир — не кто иной, как Дональд Трамп

RS: украинцы согласятся на сделку, которую предложит Трамп

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Трамп не раскрывает детали своего мирного плана по Украине, чтобы не загонять себя в жесткие рамки, пишет RS. При этом он будет настаивать на соглашении — и украинцы на него пойдут, хотя до сих пор американские инициативы очень напоминали планы Путина.
Эндрю Дэй (Andrew Day)
На прошлой неделе у тех, кто страшится третьей мировой, появились новые причины для беспокойства. Украина с разрешения Белого дома нанесла удары по территории России дальнобойными ракетами, поставленными США. Президент России Владимир Путин давно предупреждал, что это станет признанием того, что НАТО и Россия находятся “в состоянии войны”, и пригрозил призраком ядерного возмездия. Разумеется, эти угрозы вполне могут быть и блефом, однако на прошлой неделе Путин придал им убедительности: (a) смягчив условия для использования ядерного оружия; (б) впервые за весь конфликт запустив по Украине баллистическую ракету с многозарядной головной частью (пусть и в неядерном исполнении); и (в) заявив после удара, что Россия оставляет за собой право атаковать любые страны, которые помогают Украине бить по российской территории.
Хотя осторожность Путина в ходе минувших кризисов говорит о том, что он пока не тянется к ядерной кнопке, его резкий ответ осложнит какое бы то ни было мирное соглашение. Между тем либеральные голоса предвещают, что грядущее президентство Трампа не только не остановит конфликт, но лишь затянет его. По словам Бена Родса, бывшего чиновника Белого дома во времена Барака Обамы, если Трамп свернет поставки оружия Украине, он устранит для Путина важный стимул прекращать боевые действия. Среди консерваторов, ратующих за сдержанную внешнюю политику, есть опасения, что “ястребы”, которых Трамп назначил в свой новый кабинет, сулят отход от мирной повестки дня, с которой он баллотировался. Что касается упорнейших критиков лично Трампа как слева, так и справа, то они считают, что он сможет закончить конфликт, лишь сдав Украину Путину со всеми потрохами.
Эти опасения вполне обоснованы. Но у Трампа есть веские причины доказать скептикам их неправоту. Он понимает, что провалы во внешней политике грозят обрушить рейтинг президента, и он поклялся своей репутацией, что он положит конец конфликту, который начался при президенте Джо Байдене и с тех пор лишь продолжает обостряться. “Я единственный, кто может остановить конфликт”, — заявил он в интервью журналу Newsweek в минувшем сентябре. Посредничество в достижении достойного мира упрочило бы его наследие и посрамило его политических оппонентов — а Трампа хлебом не корми, дай поиздеваться над злопыхателями. Так что есть место и для оптимизма, и для беспокойства. Более того, Трамп может не только остановить конфликт, но и выбить для Украины сделку более выгодную, чем та, на которую она реально может рассчитывать.
Некоторые считают, что обещания Трампа Украине — пустые слова, поскольку он так и не обрисовал жизнеспособного мирного соглашения. Однако сам Трамп утверждает, что он не может раскрыть детали плана, дабы не загонять себя в жесткие рамки. Он считает, что было бы лучше достичь договоренности с Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским за закрытыми дверями — а это для этого требуется как раз помалкивать о деталях. И несмотря на сдержанность Трампа, есть признаки того, что он будет настаивать на той самой сделке, которую и хотел бы заключить, — а Путин с Зеленским ее одобрят.
Минувшей осенью Джей Ди Вэнс, напарник Трампа по президентской гонке, а ныне избранный вице-президент, очертил вероятное урегулирование: нынешняя линия фронта превратится в “сильно укрепленную” демилитаризованную зону для предотвращения будущей российской агрессии; Киев сохранит суверенитет и независимость; а Россия получит гарантии, что Украина не вступит в НАТО. По всей видимости, Москва также сохранит за собой земли на востоке и юге Украины, которые сейчас удерживает.
Есть основания полагать, что украинцы на такую сделку согласятся. Американские комментаторы сетуют, что план Вэнса “очень похож на план Путина”, однако Киев со временем стал более сговорчив. Зеленский показательным образом сменил тон и недавно заявил, что Украина “должна сделать все, чтобы гарантировать, что конфликт закончится в следующем году дипломатическим урегулированием”. Большинство украинцев с этим согласны. Недавний опрос Института Гэллапа показал, что впервые более половины украинцев хотят, чтобы правительство начало переговоры о мирном урегулировании “как можно скорее”. Среди респондентов, выступивших за скорейшее урегулирование, 52% считают, что Киев должен быть открыт и для территориальных уступок. После победы Трампа на выборах украинские чиновники вообще охотнее рассматривают идею территориальных уступок ради мирного урегулирования.
Путин, со своей стороны, тоже может быть готов принять сделку по линии Вэнса. Хотя сейчас инициатива всецело на стороне Москвы, военные успехи даются ей огромной ценой. <…> Если боевые действия продолжатся и в 2025 году, Путину, возможно, придется отдать приказ о новой мобилизации, а это подстегнет новую волну недовольства в стране.
Разумеется, ни Путин, ни Зеленский не пойдут на мирное соглашение без некоторого нажима, но похоже, что Трамп знает болевые точки обоих. В недавнем интервью Fox News в июле Трамп объяснил: “Я бы сказал Зеленскому: больше никакой военной помощи. Вам пора договариваться. А Путину бы сказал вот что: если вы откажетесь договариваться, мы дадим Зеленскому еще больше”. Такой подход, при всей его двуличности, будет гораздо лучше той безоговорочной поддержки Байдена, которая так и не смогла превратить американскую помощь в дипломатические рычаги. Двойная угроза Трампа окажется более правдоподобной. Сторонники Украины уже обеспокоены тем, что он урежет военную помощь. С другой стороны, как сказал журналу Politico один республиканский эксперт по внешней политике, Трампу “достаточно лишь щелкнуть пальцами”, и конгрессмены-республиканцы “одобрят увеличение военной помощи Украине”.
Если стороны приблизятся к соглашению, то сложнейшей проблемой станут гарантии безопасности для Украины по окончании боевых действий. Киев жаждет немедленного вступления в НАТО, однако Москва попытается этого пресечь продолжением боевых действий. Однако команда Трампа обсуждает 20-летний мораторий на членство Украины, видя в этом компромисс, который позволит и Зеленскому, и Путину сохранить лицо. Администрация Трампа также может разработать обходной маневр, вместо этого приняв Украину в Европейский союз, у которого есть собственное соглашение о коллективной обороне. На переговорах в начале конфликта российские переговорщики якобы были готовы предоставить Украине зеленый свет на вступление в ЕС — поразительный поворот, учитывая, как яростно Кремль еще недавно противился всего лишь соглашению об ассоциации. К тому же республиканцы-трамписты хотят, чтобы дальнейшую ответственность за украинский кризис взяла на себя Европа, и членство Киева в ЕС во многом будет способствовать этой цели.
К неловкости поборников сдержанности в команде Трампа, “ястребы”, постепенно заполняющие его кабинет, на протяжении всей своей карьеры склонялись не к дипломатии, а к милитаризму. Но даже у них — от сенатора Марко Рубио на посту госсекретаря до члена Палаты представителей Майкла Уолца на посту советника по национальной безопасности — есть нечто общее: постепенно приспосабливаясь к Трампу, они смягчили свой “ястребиный” подход к России. Кроме того, все его ставленники — верноподданные трамписты. А если они попытаются воспротивиться его планам, Трамп может их проигнорировать или даже уволить, как не раз проделывал с их предшественниками в первой администрации.
По-видимому, избранный президент считает, что его шанс заполучить рычаги влияния на переговорах кроется в том, чтобы окружить себя добросовестными “ястребами”. Как объяснил один чиновник изданию Axios в 2019 году, Трампу нравилось иметь у себя в команде “обер-ястреба” Джона Болтона, потому что он считал, что “воинственность Болтона и его жажда убивать людей — это козырь, который можно разыграть на переговорах с иностранными лидерами”.
Разумеется, нет никаких гарантий, что Трамп с его непредсказуемостью и склонностью доверять инстинктам предпримет шаги для прекращения конфликта, а не его эскалации. Как нет и никаких гарантий, что это в принципе возможно, учитывая политические трудности, с которыми столкнутся и Путин, и Зеленский при заключении мирного соглашения. Предвыборные обещания Трампа урегулировать конфликт “за один день” и “за 24 часа” были встречены с прохладцей и в Москве, и в Киеве — причем еще до опасной эскалации Байдена на прошлой неделе. Но Байден явно не собирается подталкивать стороны к миру, а у других стран нет ни рычагов, ни мотивации что-либо предпринимать. Таким образом, мы имеем лидера не без изъянов, который к тому же умеет преподносить сюрпризы. Нравится вам это или нет, а лучшая надежда Украины на мир — не кто иной, как Дональд Трамп.
Эндрю Дэй — автор Nonzero Newsletter, пишет о внешней политике США. Публиковался в The American Conservative, The Week и The National Interest
Обсудить
Рекомендуем