Три условия мирного соглашения на Украине при поддержке США

UnHerd: США придется выполнить три условия для мира на Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запретить бить по России ракетами большой дальности, частично снять с нее санкции и ратифицировать будущее соглашение по Украине в ООН и БРИКС — вот что нужно положить в основу мирных предложений США, пишет UnHerd. Иными путями разумной сделки не достичь.
Последние предложения президента Зеленского о прекращении боевых действий на Украине не могут служить основой для мирного урегулирования, но содержат в себе ряд обнадеживающих мыслей, указывающих дальнейший путь. Они должны стать отправной точкой для переговоров будущей администрации Трампа как с Москвой, так и с Киевом.
В частности, два момента имеют решающее значение. Первый — это признание Зеленским того, что территории Украины, которые сейчас удерживаются Россией, останутся под фактическим контролем Москвы. Юридического признания российской аннексии со стороны Украины или Запада не будет, однако этот вопрос будет отложен для будущих переговоров.
По словам представителей российской элиты, с которыми я пообщался, этого не ждет даже само российское правительство — прекрасно зная, что основные партнеры России по БРИКС также никогда официально не признают российского суверенитета. Вместо этого Москва надеется на ситуацию, подобную той, что сложилась на Кипре, где переговоры о воссоединении тянутся уже полвека — вплоть до полного забвения.
Не менее важным является признание Зеленского, что, хотя его правительство настоятельно желает членства в НАТО или “натовского зонтика” для 80% Украины, не занятых Россией, “никто этого не предлагал”. А учитывая идеологию Трампа “Америка превыше всего”, крайне маловероятно, что он на это пойдет. Принятие же в НАТО новичка также потребует единогласного согласия действующих членов. Венгрия же, вне всяких сомнений, наложит вето. Вероятно, ее поддержит и Турция. Более того, из-за внутренних политических кризисов неясна и дальнейшая политика Франции и Германии.
Таким образом поднимается вопрос гарантий для Украины вне членства в НАТО. Зеленский предложил гарантии безопасности со стороны отдельных членов альянса (некоторые, например, Великобритания, уже подписали двусторонние соглашения с Киевом). Присутствие западных войск в соответствии с пожеланиями Киева с точки зрения России исключено напрочь. Это считается не менее пагубным, чем членство в НАТО, — в том числе потому, что даст украинцам шанс спровоцировать новую войну за возвращение утраченных территорий, в которую немедленно втянутся и западные силы.
Поэтому вопрос о гарантиях Украине, по-видимому, станет сложнейшим из всех, которые предстоит решать в ходе мирных переговоров. Сложность усугубляется тем, что он переплетается с российским требованием “демилитаризации” Украины. Отправной точкой для США и Киева должно быть то, что почти все западные правительства и подавляющее большинство населения Запада наотрез исключили войну с Россией ради Украины. Это означает, что абсолютные западные гарантии безопасности Украины фактически невозможны.
Однако возможны три момента, и я настоятельно рекомендую положить их в основу мирных предложений США и европейского влияния. Во-первых, запретить удары большой дальности по территории России. Взамен США и НАТО возьмут на себя обязательство постоянно предоставлять Украине максимум оборонительных вооружений и оказывать ей посильную помощь в укреплении оборонительных линий. Учитывая преимущество, которое современное оружие дает обороняющейся стороне, и те огромные трудности и потери, которые испытали и понесли и Россия, и Украина в попытках прорвать подготовленную оборону, это станет грозным барьером для дальнейшей российской агрессии.
Во-вторых, следует снять с России часть западных санкций. В частности, это касается запрета на импорт природного газа, который навредил Германии больше, чем Москве, и отключения России от банковской системы Swift. Однако санкции будут не отменены, а лишь приостановлены с формальной оговоркой, что они автоматически вернутся, если Россия начнет новую войну.
Наконец, любое мирное соглашение, хотя и будет согласовано между Вашингтоном, Москвой и Киевом, должно быть официально ратифицировано ООН и странами БРИКС. Учитывая усилия, приложенные Россией, чтобы привлечь незападные страны на свою сторону (и их сильное желание, чтобы конфликт закончился и не возобновлялся), их поддержка мирного урегулирования также решительно отвадит Россию от будущей агрессии.
И у Украины, и у России будут веские мотивы принять урегулирование на этих условиях. Доводы администрации Зеленского на этой неделе изложил бывший министр иностранных дел Дмитрий Кулеба: “Есть ли у нас средства и инструменты, чтобы переломить ход событий и изменить траекторию происходящего? Нет, у нас их нет. И если так будет продолжаться дальше, мы проиграем войну”. Ряд репортажей отмечает, что украинские войска на передовой истощены, а запасы боеприпасов пустеют.
Если не будет предложено мирного урегулирования, которое отвечает основным российским условиям, администрация Путина, похоже, готова продолжать боевые действия. Однако это было бы опрометчиво, если бы на столе лежала разумная сделка. Кроме того, следует учитывать те огромные жертвы, которые России придется принести для достижения полной победы — и которых отнюдь не жаждет российское население.
Сам Путин подспудно признал это, отвергнув призывы российских “ястребов” к полной мобилизации. Была собрана лишь малая часть имеющихся в наличии человеческих ресурсов страны, и новобранцам выплачивается чрезвычайно щедрое жалование. Вкупе с другими фронтовыми потребностями это оказывает огромное давление на государственную казну, как показало недавнее падение рубля.
Путину также следует внимательно следить за последними новостями с поля боя. Он явно стремится к масштабным территориальным приобретениям, пока администрация Трампа не вступила в должность. Но попытка выбить украинцев с куска российской земли под Курском потребовала переброски тысяч северокорейских солдат (факт переброски не подтвержден официальными российскими и северокорейскими источниками. – Прим. ИноСМИ), за которой последовал новый виток напряженности в отношениях с Западом, а последние российские наступления в Донбассе, несмотря на успехи, были очень медленными и сопряжены с огромными потерями.
Для Украины отказ от мирного урегулирования на основе этих предложений будет игрой ва банк: Киев выставит на стол все фишки и рискнет окончательным крахом. Путин же от столь обширных ставок воздержится, но ему все равно придется спросить себя, стоит ли игра свеч. В декабре 2022 года тогдашний украинский главнокомандующий сказал: “Еще не время обращаться к украинским солдатам так, как в свое время фельдмаршал Маннергейм — к финским”. В конце Советско-финской войны он заявил, что стране придется пойти на крайне болезненные территориальные уступки, дабы укрепить оставшееся ядро Финляндии. Сегодня же эта пора для президента Зеленского настала.
Анатоль Ливен — бывший военный корреспондент и директор Евразийской программы при Институте ответственного государственного управления имени Квинси в Вашингтоне, округ Колумбия
Обсудить
Рекомендуем