Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия не допустит миссии НАТО на Украине, заявил Do Rzeczy полковник Петр Левандовский. Если кто и отправит свои войска, то это будет некий конгломерат государств не под флагом Альянса. И в случае ударов России по этим силам статья 5 Договора НАТО применяться не будет.
Корреспондент Игорь Янке поинтересовался мнением полковника Петра Левандовского (Piotr Lewandowski) из Центра подготовки войск территориальной обороны относительно возможного присутствия польских войск на Украине после перемирия. Польские власти уверяют, что наши военные в буферную зону (в случае ее создания) отправляться не будут, но из-за понятных опасений общественности эта тема широко обсуждается как в основных, так и в локальных СМИ. Несколько дней назад об этом вновь активно заговорили в связи с так называемым планом Макрона.
Полковник заявил, что в принципе разделяет мнение польских политиков о том, что наши солдаты не должны находиться на Украине. Однако, по его мнению, если бы после заключения перемирия такой контингент формировался под эгидой НАТО, то полякам следовало бы в нем участвовать.
Миротворческие силы или демилитаризованная зона?
Левандовский отметил, что участием вооруженных сил считалась бы даже состоящая из нескольких офицеров наблюдательная миссия. Поэтому формулировку "участие" или "присутствие" войск следует использовать с осторожностью. Наблюдательную миссию могут послать ООН или НАТО, но в последнем случае на это должны согласиться обе стороны конфликта. Эффективность такой миссии относительно низка, поскольку ее цель – отслеживать конфликт и представлять выводы на международном уровне. Такая миссия не означает присутствие какой-то значительной вооруженной силы.
Другая потенциальная формула – миротворческие силы, которые могут формироваться из различного количества военных. Их задачей было бы следить за тем, чтобы стороны не начали снова воевать. "Вот только будет ли Россия заинтересована таким вариантом? Скорее всего, это будут войска, состоящие в значительной части из стран НАТО. А одна из главных целей военной операции, которую проводит Россия – отодвигание НАТО от ее границ", – напомнил Левандовский. "На мой взгляд, Россия никогда не согласится с такой формулой", – добавил он.
Левандовский считает, что на Украине, скорее всего, будет создана демилитаризованная зона, то есть территория без присутствия украинских и российских сил и военных объектов, контролируемая внешними силами, которые представляли бы собой не миротворческие силы в точном значении этого термина, а скорее стабилизационными.
В этом случае их следовало бы разместить по обе стороны границы. Военный отметил, что в таких ситуациях обычно каждое государство самостоятельно финансирует свой контингент, включая всю логистику. Левандовский лично наблюдал эти процессы в Ираке и Афганистане и знает, что эти мероприятия весьма затратные, а Войско Польское проходит сейчас дорогостоющую модернизацию, поэтому лишних денег у него нет.
В этом контексте стоит напомнить, что Польша имеет астрономический дефицит бюджета на 2025 год, а на границе с Белоруссией идет перманентная гибридная операция против Польши.
Нападение России на миротворческие силы и статья 5 Договора НАТО
"Как военный, я не могу сказать, какая из этих формул будет эффективной", – признался Левандовский. "Из тех, формул, что мы знаем, я думаю, ни одна. Наблюдательная миссия не работает, миротворческие силы могли бы оказаться эффективными, но в этом случае должна быть готовность применить большую силу. [...] Россия не допустит миссии НАТО, так что это будет какой-то конгломерат стран. То есть нападение на эти силы [со стороны России – ред.] не повлечет за собой применение статьи 5 Договора НАТО", – напомнил полковник Левандовский.
Он также отметил, что, коль скоро миссия не является натовской, тот факт, что в нее входит государство-член Альянса, ничего не значит. Тем более что возможный боевой контакт будет происходить на территории Украины, а не страны НАТО. По мнению Левандовского, чтобы присутствие каких-либо внешних военных сил на Украине имело смысл и могло бы препятствовать возобновлению боевых действий, политикам пришлось бы выработать какую-то новую формулу.
Польские политики против отправки войск на Украину
Обычно польские политики на вопрос о возможности направления польских военных на Украину отвечают, что им трудно или даже невозможно это себе представить. Об этом говорили, в частности, депутат от партии "Право и справедливость" Радослав Фогель (Radosław Fogiel), президент Варшавы Рафал Тшасковский (Rafał Trzaskowski), а также вице-премьер Кшиштоф Гавковский (Krszysztof Gawkowski), который подчеркнул, что польские политики, безусловно, не должны втягивать Польшу в войну с Россией.
Партия "Конфедерация" с начала русско-украинского конфликта говорит о том, что недопустимо даже не вступление Польши в войну, а шаги, которые создают такой риск. Эту красную линию нельзя переходить. Как нынешняя, так и предыдущая правящие элиты должны проявлять большую осторожность в этом отношении.
(…)
Премьер-министр и министры заверяют
10 декабря в интервью радиостанции ZET министр национальной обороны Владислав Косиняк-Камыш пообещал, что об отправке польских военных на Украину речи не идет.
Глава МИД Радослав Сикорский также заявил, что Варшава не рассматривает возможность отправки войск на Украину.
Об этом же заявил в ходе визита в Польшу Эммануэля Макрона два дня спустя премьер-министр Дональд Туск, подчеркнув, что хочет тем самым пресечь спекуляции. При этом относительно отсутствия таких планов глава польского правительства использовал формулировку "пока".
Автор: Гжегож Гжимович (Grzegorz Grzymowicz)