Иллюзия технического превосходства. Вредный миф конфликта на Украине

WP: конфликт на Украине развеял миф о техническом превосходстве западного оружия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западная военная техника не дает украинцам преимущества перед русскими, пишет WP. Она лишь позволяет им хоть как-то воевать. Некоторое натовское "супероружие" оказалось весьма уязвимым. Кроме того, война – это столкновение государств, а не техники.
Действительно ли западная военная техника дает украинцам преимущество перед русскими? По техническим параметрам многие модели западного вооружения, на первый взгляд, даже превосходят российские аналоги. Однако сравнение табличек с данными – это верный способ сделать неверные выводы.
В конце апреля мир облетела новость о выводе украинцами с фронта танков Abrams. Американские машины, порой изображаемые в СМИ как супероружие, в условиях украинского конфликта оказались весьма уязвимыми.
Как так случилось, что один из лучших танков мира не выдерживает противостояния с русскими? Является ли оружие, за которое Польша готова заплатить несколько миллиардов долларов, бронированной пустышкой? Вовсе нет, о чем, в частности, в беседе с журналистом портала WirtualnaPolska Матеушем Томчаком рассказал генерал Вальдемар Скшипчак (Waldemar Skrzypczak).

Приоритетная цель россиян

Неуязвимых танков не существует, если танк выжил, значит, в него плохо прилетело. Abrams защищает прежде всего жизнь экипажа, поэтому боеприпасы в нем помещаются в нише башни, которая расположена высоко и является удобной целью. Такая конструкция безопаснее для танкистов, но позволяет относительно легко вывести эту машину из строя.
Хранение боеприпасов в корпусе танка, как в российских и некоторых западных моделях, несколько снижает риск попадания в боекомплект, но зато если это происходит, риск гибели экипажа и полного уничтожения танка резко возрастает.
Переданные Киеву западные танки поставлялись без таких важных элементов, которые в заказываемых сегодня машинах уже стали стандартом, как системы активной защиты и широко используемых на Украине "глушилок".
Поэтому эти машины уязвимы для ударов беспилотников и противотанковых управляемых ракет. К тому же по пропагандистским соображениям они стали для русских приоритетной целью.

Мало современных танков

Кроме того, ВСУ недостает современных западных бронемашин, к которым можно отнести, прежде всего, танки Abrams, Challenger 2 и Leopard 2 (танки в версии Leopard 2A6). Последних у украинцев всего 21 экземпляр.
Нужно помнить, что Leopard2A4 — это танк, который был создан еще в середине 80-х, то есть уровень защиты и использованных в нем технических решений был актуален почти 40 лет назад. Всего на несколько лет моложе Stridsvagn 122, он же шведский Leopard 2A5 с усиленной броней.
Реально повлиять на ход боевых действий несколько десятков современных танков, передаваемых отдельными траншами в течение многих месяцев, не могли, в отличие от сотен старых танков и боевых машин пехоты, переданных в 2022 году Польшей и Чехией.
Сравниваем российский арсенал тактического ядерного оружия с американскимВ США полагают, что российский арсенал тактического ядерного оружия гораздо больше американского, пишет Newsweek. Ни та, ни другая страна не раскрывает данные о своих запасах этого вида вооружений. Но Соединенные Штаты не устают утверждать, что Россия их значительно опережает.

Техника, вырванная из экосистемы

Та же участь, что и танки Abrams, может постигнуть сильно мифологизированные украинскими властями самолеты F-16. Новые боевые самолеты необходимы Украине, потому что ее авиация почти полностью уничтожена, и их поставка является одним из условий для того, чтобы ВСУ могли и дальше оказывать сопротивление Армии России.
Однако вера в то, что даже несколько десятков старых F-16, потому что это будут самолеты в версии F-16AM/BM, хотя, возможно, с более новый радаром, смогут переломить ход конфликта, может оказаться напрасной. Верить в это могут лишь неисправимые оптимисты.
Это тем более маловероятно, что возможности этих машин на Украине будут ограничены из-за того, что они вырваны из натовской экосистемы: Украина не сможет использовать подаренное ей вооружение так же эффективно, как, например, Нидерланды или Норвегия, пользующиеся поддержкой натовской разведки, технического обеспечения или тех же самолетов-заправщиков.
Вероятно, большее, чем сами переданные Киеву самолеты, значение в этом случае будет иметь установленное на их борту вооружение.

Преимущество благодаря технике

Значит ли это, что западная техника и обеспечиваемое некоторыми ее видами техническое преимущество, не имеют никакого значения? Правильный ответ: все зависит от конкретной ситуации. Конфликт на Украине явил нам несколько примеров того, как западное оружие реально повлияло на ситуацию на фронте.
Первый такой пример относится к лету 2022 года, когда поставка Украине всего дюжины систем HIMARS позволили нанести серьезный удар по российской логистике и разрушить цепочки поставок. Это вынудило русских отодвинуть свои склады на несколько десятков километров от линии боевых действий и вызвало сумятицу, которая позволила Украине провести блестящее летнее наступление.
Оружие, спровоцировавшее новую гонку ядерных вооружений, — в которой побеждает РоссияЭксперты призывают оснастить Европу современным тактическим ядерным оружием, пишет The Telegraph. Так, дескать, европейцы обезопасят себя от "агрессивной" Москвы. Получается, что это не альянс подошел вплотную к России, а наоборот – она приблизилась к нему.
Еще одним видом западной техники, по сути, являющейся оружием, которая сыграла огромную роль, является система спутникового Интернета Starlink. Независимо от высказываний или взглядов Илона Маска, его продукт обеспечил Украине – особенно в первые месяцы конфликта – информационное преимущество перед противником.
Именно на базе Starlinkбыла создана система управления артиллерийским огнем и передачи информации об обнаруженных беспилотниками целях. В условиях слабой армейской связи – как у русских, так и у украинцев – помехоустойчивый, способный работать на территориях без специальной инфраструктуры Starlinkоказался очень сильным козырем. К сожалению, в настоящее время им пользуются и русские.
(…)
К оружию, которое не дало Украине преимущества в военном конфликте, но позволило выжить, относятся также различные виды систем ПВО: начиная с постсоветской техники, позволившей пополнить запасы ВСУ, старых систем Gepard, неплохо справляющихся с беспилотниками, и заканчивая новой западной техникой, которая позволила Украине защищаться от российского гиперзвукового оружия.
Эффективных систем ПВО, чтобы одинаково эффективно защищать как воюющие войска, так и крупные города и экономические центры страны, Киеву не хватает (а в последние месяцы не хватает катастрофически), однако именно благодаря им Украина может защитить свою критическую инфраструктуру и прикрывать города.

Старое оружие тоже имеет значение

Оценивая эффективность западного оружия на Украине, следует также обратить внимание на то, что именно этим в значительной степени не новым, не современным оружием в случае войны будет сражаться НАТО. Конечно, есть исключения, например, часть артиллерийских систем - польские системы Krab, немецкие PzH 2000, французские CAESAR или шведские FH77BW Archer. Их техническое преимущество перед российскими системами неоспоримо - их дальность стрельбы как минимум на несколько километров больше.
Однако наличие дальнобойной артиллерии не всегда дает преимущество в бою: чтобы использовать большую дальность стрельбы, необходимо иметь эффективную разведку, что в условиях российского превосходства в воздухе и очень эффективных средств РЭБ не всегда возможно.
Однако большая часть поставляемого на Украину вооружения – это просто старая техника, которое с точки зрения технических решений не превосходит российские разработки. Танки Leopard 1, бронетранспортеры M113, старые гаубицы M109 или машины разведки VAB не обеспечивают технического преимущества, зато за счет своего количества и доступности позволяют Украине хоть как-то воевать.
США пришли к выводу, что танки Abrams "бесполезны" для Украины из-за больших потерьВ министерстве обороны США признали, что танки Abrams не могут "считаться подходящим вариантом" для боев на Украине – слишком высоки потери, пишет MWM. Аналогичная критика прозвучала в адрес и других западных бронемашин: британских Challenger 2 и немецких Leopard 2.

Война – это столкновение государств, а не танков

Поэтому, глядя на опубликованные – в том числе и украинской стороной – таблицы с техническими данными, демонстрирующие предполагаемые преимущества каких-то экземпляров военной техники относительно конкурентов, нужно помнить, что приведенные там показатели не являются определяющими. Техническое преимущество важно, но его значение не следует переоценивать.
Как неоднократно подчеркивал историк и популяризатор военных знаний Норберт Бончик (Norbert Bączyk), "война – это система". Воюют не отдельные типы даже самого лучшего вооружения, а государства и их промышленные потенциалы. Поэтому Украина, если бы осталась одна, несмотря на героизм защитников и множество успехов, в столкновении с Россией сразу была бы обречена на поражение.
Поддержка Запада, которая действительно имела бы значение – это не поставка от случая к случаю батальона новых танков, а долгосрочная экономическая помощь, содействие развитию украинской оружейной промышленности, создание ремонтной базы и эффективной системы подготовки кадров. Если Украина получит эти ресурсы, она сможет эффективно защищаться и сохранять суверенитет независимо от того, какие танки будут сражаться на поле боя - Abrams, Leopard или всего лишь старые Т-72.
Автор: Лукаш Михалик (Łukasz Michalik)
Обсудить
Рекомендуем