Память о комплексе концентрационных лагерей "Треблинка" постепенно возвращается

Le Monde: в Польше на месте бывшего концлагеря Треблинка создадут музей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
О "забытом" лагере смерти Треблинка в Польше рассказывает Le Monde. Статья – очередной пример переписывания истории в духе западной пропаганды. О том, что Польшу, в том числе Треблинку, спасла от нацизма Красная армия, не упоминают. Зато пишут, что эту страну "перекроили" Ялтинскими соглашениями и "коммунистическим правлением". В России, в отличие от Европы, о трагедии Треблинки помнили и помнят.
Элен Бьенвеню (Hélène Bienvenu)
Несмотря на предпринятые нацистами усилия, призванные стереть из памяти следы лагеря смерти, ликвидированного в 1943 году, польские исследователи и граждане работают над тем, чтобы вернуть из забвения воспоминания о 900 тысячах уничтоженных там людей. Эта работа продолжается благодаря сделанным недавно находкам и строительству нового, более крупного и содержательного музея.
Голоса примерно двадцати человек раздаются между сосен бывшего комплекса нацистских концентрационных лагерей Треблинка, расположенного в 80 километрах к северо-востоку от Варшавы. "Якуб Копель Розенцвайг, 53 года, портной из Томашув-Мазовецки, вместе со своей женой Ханой, 49 лет, и их детьми Хиндой, 23 года, и Ушером, 16 лет, были депортированы в Треблинку 2 ноября 1942 года", – произносит один из участников мероприятия, держащий в руках лист бумаги. "Арон Марголин, 70-летний лавочник, вместе с женой жил в Дортмунде, Германия. Их отправили в Терезиенштадт [в Чешской Богемии, оккупированной Третьим рейхом] 28 июля 1942 года, а 23 сентября – в концентрационный лагерь Треблинка", – продолжает другой мужчина.
Этим туманным ноябрьским утром небольшая группа поляков произносит забытые имена некоторых из примерно 900 тысяч жертв, погибших в газовых камерах этого лагеря, построенного нацистской Германией на территории оккупированной Польши для реализации политики "окончательного решения".
В отличие от Освенцима, который 27 января отмечает 80-летие со дня освобождения, широкая общественность почти забыла про Треблинку. Здесь нет деревянных бараков и комнат с волосами – неопровержимых доказательств нацистских зверств, которые ежегодно видят почти два миллиона человек, приезжающих в бывший концлагерь. В ноябре 1943 года уходящие из Треблинки эсэсовцы позаботились о том, чтобы уничтожить все следы. Из числа узников лагеря не осталось ни одного выжившего, способного дать показания; кроме того, до сих пор трудно установить точное количество и личности людей, уничтожавшихся там целыми семьями с июля 1942 года.
"Немцы составляли списки евреев, перевезенных из Франции или Нидерландов. Они даже не думали вести такие же реестры польских евреев, которых массово уничтожали в Треблинке", – объясняет Павел Савицкий. С 2011 года этот 68-летний пенсионер и его жена, 62-летняя Ева, каждый месяц неустанно организуют эти "чтения имен" на специально отведенном мемориальном месте бывшего лагеря Треблинка. "Немцы хотели, чтобы западные евреи верили, что они отправляются на принудительные работы", – добавляет он.

"Самое большое кладбище варшавян"

Пригнанные, в частности, из варшавского гетто, польские евреи тоже зачастую верили, что их ведут конвоем на принудительные работы. В Треблинке эту иллюзию поддерживала специально построенная вокзальная платформа, где часы всегда показывали одно и то же время. "В июле и августе 1942 года в день прибывало до девяти тысяч человек. Треблинка была самым большим кладбищем варшавян", – объясняет Павел Савицкий. Он и его жена ностальгируют по Польше, которую им не довелось узнать: многонациональной стране, уничтоженной Катастрофой, перекроенными Ялтинскими соглашениями границами и четырьмя десятилетиями коммунистического правления.
Супруги осознают, что поставили перед собой титаническую задачу – противостоять лакуне, оставленной палачами, одержимыми идеей искоренить евреев в Европе. "Не думаю, что нам удастся установить личности всех жертв, но мы пытаемся найти как можно больше, основываясь на всевозможных документах", – поясняет Ева Савицкая. Супруги начали с изучения семи тысяч свидетельств, так или иначе связанных с Треблинкой, включая заявления выживших, заслушанные различными комиссиями.
Затем Савицкие принялись за местные, национальные и международные архивы, в том числе архивы Яд Вашем, Международного института памяти жертв Холокоста в Израиле. Зачастую оказывается очень трудно собрать воедино кусочки мозаики. "Но бездействовать – значит позволить идее Гитлера восторжествовать и обречь его жертвы на забвение", – настаивает Павел Савицкий. Около ста тысяч имен уже можно найти в интернете. Каждое из них вскоре будет выбито у входа в бывший концентрационный лагерь Треблинка. Вот уже несколько месяцев привычная тишина, царившая раньше в этом месте, сменяется звуками лопат и кранов, возводящих огромное здание, в котором к 2027 году разместится уникальная выставка.
Поначалу в послевоенное время заброшенный лагерь был объектом всевозможных притязаний. Кто-то приезжал туда в поисках золота погибших, другие пасли там свой скот. Только в 1960-х годах был возведен мемориал: символические ворота, бетонный железнодорожный пандус и большой гранитный монолит, окруженный 17 тысячами камней, уложенных наподобие надгробных плит, на которых выбиты места и страны происхождения депортированных.
Размещающийся с 2010 года в небольшом домике скромный музей повествует об истории лагеря. "Новая экспозиция должна будет соответствовать произошедшей здесь трагедии", – объясняет Мария Ференц, научный сотрудник Еврейского исторического института в Варшаве, которая будет следить за наполнением будущего музея экспонатами. "Помимо объяснения истории Треблинки-1 [лагеря принудительного труда, расположенного по соседству с лагерем уничтожения] и Треблинки-2 [лагеря смерти], мы очень хотим услышать голоса жертв и показать, кем они были", – объясняет эксперт.

Карантинный пункт и газовые камеры

Среди экспонатов будут представлены и недавние археологические находки, сделанные 49-летним Себастьяном Ружицким и его командой. Профессор кафедры геодезии и картографии Варшавского политехнического института уже более десяти лет работает над тем, чтобы точно определить местоположение различных зданий бывшего комплекса Треблинка. Карантинный пункт, братская могила, где расстреливали чересчур ослабших, и газовые камеры.
Летом 2023 года инженер определил здание, где были установлены первые три газовые камеры. "Посмотрите на этот кусок кирпича", – говорит мужчина в синей куртке, указывая на оранжевую брусчатку на газоне. На ней располагались газовые камеры. Мы также нашли кусочки желтой плитки – для облицовки ванной комнаты – и душевую лейку: немцы хотели до конца одурачить своих жертв.
Несколькими метрами далее, рядом со сделанной в 1960-х годах насыпью для обозначения костров, на которых под открытым небом сжигали тела, 42-летний специалист указывает на свою последнюю находку: место расположения еще десяти газовых камер, построенных в октябре 1942 года взамен прежних. Жертвы умирали в течение примерно двадцать минут, задыхаясь от выхлопных газов дизельных двигателей. В Освенциме нацисты перейдут на использование пестицида "Циклон Б", способного убивать жертв быстрее.
Благодаря появившимся недавно сверхмощным 3D-георадарам, использованным Себастьяном Ружицким в ходе исследований, активистам удалось убедить отвечающую за кладбища комиссию раввинов согласиться на проведение раскопок. Это учреждение, подчиняющееся главному раввину Польши, следит за соблюдением еврейских традиций на местах захоронений. Которые, в свою очередь, запрещают какое-либо вмешательство в останки. В Треблинке ее представитель иногда делал предупредительные знаки, если археологи подходили слишком близко к местам, где покоятся человеческие кости. Эта сдержанность не помешала подвалам Треблинки сказать свое слово. Себастьян Ружицкий надеется, что обнаруженные останки навсегда заставят замолчать тех, кто до сих пор отрицает существование газовых камер.
Обсудить
Рекомендуем