Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Оттепель" в отношениях с США дает надежду на возвращение в Россию атрибутов "нормальной жизни", пишет WP. К ним издание относит магазины Ikea и Zara, карты Visa и зарубежные перелеты. В уста своих "респондентов" авторы вкладывают слова тоски по ушедшим зарубежным компаниям. Однако даже им приходится признать, что потребительство является жизненной ценностью далеко не для всех россиян.
Когда российские и американские официальные лица вдруг находят общий язык, россияне осмеливаются мечтать о возвращении к нормальной жизни.
Мебель Ikea, карты Visa, прямые рейсы за рубеж, европейские автомобили и Netflix — всё, что стало недоступным для россиян после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, — может снова стать доступным.
Внезапная и неожиданная "оттепель" в отношениях между официальной Москвой и Вашингтоном заставила россиян испустить осторожный вздох облегчения. Появился шанс на то, что жизнь может снова вернуться в нормальное русло. "Мы ожидали некоторых изменений. Но, конечно, мы не ожидали таких грандиозных перемен", — сказал высокопоставленный представитель Кремля на условиях анонимности.
До недавнего времени идеологическая пропасть между Россией и Западом казалась непреодолимой: Москва упорно противостояла так называемым гегемонистскими амбициям Вашингтона. Однако активизация контактов между Россией и Соединенными Штатами и ошеломляющие заявления президента Дональда Трампа, совпавшие с нарративами президента Владимира Путина, зародили надежду на перемены и окончание конфликта.
Москва оценила телефонный разговор двух лидеров и переговоры в Саудовской Аравии как "позитивные". И тогда российские соцсети наводнили шутки о том, что бывшие соперники теперь "братские народы", которые будут вместе править миром, — шаблонная фраза, которую официальные лица обычно используют при обсуждении постсоветских государств или Китая.
Поговаривают, что россияне скоро снова смогут покупать товары иностранных брендов, совершать прямые перелеты за рубеж и расплачиваться за них работающими картами Visa. Слухи о возвращении западных компаний в Россию разгорелись после того, как глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявил в кулуарах переговоров в Эр-Рияде, что ожидает возвращения ряда американских компаний на российский рынок уже во втором квартале 2025 года.
Специальный представитель президента РФ по связям с международными организациями Борис Титов заявил об ожидании разморозки счетов несанкционных компаний, возврата в Россию западных брендов и возобновления выдачи виз. Со своей стороны, госсекретарь Марко Рубио заявил, что прекращение конфликта может положить начало "историческому экономическому партнерству".
"У меня такое ощущение, будто мы три года назад сделали вдох и задержали дыхание, ожидая, когда можно будет выдохнуть. Теперь мы можем это сделать, но с осторожностью. Я очень хочу верить, что люди перестанут убивать друг друга. Погибло много людей, и Трамп задал правильный тон, твердя о бессмысленности конфликта", — сказал 45-летний стоматолог из Москвы. Он, как и другие опрошенные для этой статьи, говорил на условиях анонимности, опасаясь наказания со стороны государства.
"Бренды, международные рейсы, западные платежные системы в какой-то степени делают вас частью мира. Их присутствие вселяет уверенность, что вы всё еще живете в более или менее нормальной стране", — сказал он.
Опрос "Левада-Центра"*, проведенный через полгода после начала СВО и введения первого пакета санкций, показал, что россияне больше всего скучают по шведскому мебельному ритейлеру Ikea, зарубежным брендам электроники и автомобильным маркам.
02.03.202500
За потребительством скрываются более глубокие чувства. Для многих шоппинг в магазинах Zara и H&M или поход с детьми за фрикадельками в Ikea стали ощутимым признаком того, что Россия не является государством-изгоем, запертым за новым железным занавесом.
"Дело, конечно, не в брендах, а в том, что они являются атрибутами “нормальной” жизни, которую все очень хотят вернуть. Все ужасно устали жить в изоляции и знать, что ваша страна убивает людей в соседней стране. Впервые за все эти годы появилось чувство надежды. Мне очень хочется верить, что это всё не фейк", — говорит 52-летний топ-менеджер крупной московской компании.
Несмотря на СВО, повседневная жизнь на большей части территории страны остается в основном мирной, если не считать редких ударов беспилотников и подозрительных пожаров.
И все же ощущение конфликта просачивается в повседневную жизнь: рекламные щиты, заманивающие мужчин на передовую астрономическими выплатами, расклеены по всем городам. Фоном не покидает чувство тревоги, что ситуация может измениться в худшую сторону: например, могут объявить новую "частичную мобилизацию", как в 2022 году, которая потребует отправить еще больше людей на передовую.
Российская экономика продемонстрировала устойчивость к санкциям, а иностранные бренды заменили российские аналоги или товары, импортируемые из Китая и Турции. Но экономическое давление становится всё более очевидным: Центробанк изо всех сил пытается сдержать инфляцию, а расходы на СВО только растут.
Государственные СМИ использовали слухи о возвращении западных компаний для восхваления успехов Путина в преодолении глобальной изоляции России. Но такие разговоры вызывают у россиян надежду. Это заставляет чиновников спускать их с небес на землю: еще ни одна компания официально не подтвердила свое возвращение и Трамп не снял никаких санкций.
По словам разработчиков экономической политики, "потенциальная оттепель" в отношениях с Соединенными Штатами не означает, что иностранным компаниям так просто позволят вернуться в Россию. Они заняли жесткую позицию и заявили, что Москва будет выбирать тех, кто может вернуться, с учетом интересов отечественных производителей.
"Мы никого с распростертыми объятиями не ждем. За всё нужно будет платить, за своё поведение", — заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, выражая недоброжелательное отношение к тем, кто "ушел" с российского рынка.
Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия должна отдать приоритет развитию собственных отраслей и пускать западные компании только "в те отрасли, которые не будут создавать риски для нашей экономики на случай, если вдруг опять кто-то там встанет “не с той ноги”".
23.02.202500
Уход иностранных компаний, отмеченный арестом активов ExxonMobil и датской пивоваренной компании Carlsberg, — напоминание о том, насколько рискованным остается инвестиционный климат в России.
Простые россияне радуются смене курса Трампа [в отношении России] и оптимистичным заявлениям российских официальных лиц. В то же время это ликование оказывает сбивает с толку сторонников жесткой линии, построивших свою популярность на призывах к уничтожению Запада.
"Наглость Трампа не имеет границ. У нас уже слышны голоса: мол, слава Богу, всё идет на лад. Какой лад-то? Что американцы будут рыть земли под русским Киевом?" — сетует писатель и патриот Захар Прилепин, имея в виду сделку по добыче полезных ископаемых, которую Трамп, как ожидается, подпишет с Украиной. "Мы все за мир и за переговоры. Но если описанные выше перспективы будут подавать как небывалую удачу, то это не так", — добавляет он.
Некоторые россияне также скептически относятся к смелым заявлениям Трампа, особенно после того, как долгожданная "перезагрузка" во время его первого президентства закончилась введением новых пакетов санкций США против России. "Большие ожидания, если они не оправдаются, приведут к большим разочарованиям", — предупреждает Игорь, 33-летний айтишник из Санкт-Петербурга.
Однако высокопоставленный представитель Кремля заявляет, что любые антиамериканские настроения в стране связаны не с людьми, а с правительствами. "Знаете, когда русский говорит, что Америка наш враг, он не имеет в виду американцев. Он имеет в виду американскую администрацию в Вашингтоне", — говорит он. Он также признает, что, хотя "мы были врагами с предыдущей администрации", с приходом новой команды "подул ветер перемен".
По словам Екатерины Шульман**, российского социолога и ученого, работающей в Берлине, Россия по-прежнему сталкивается со множеством экономических и социальных проблем, от которых ее отвлекла СВО. Она ожидает, что "всплеск ликования" по поводу окончания военных действий будет недолгим. "Люди устали. Они устали бояться и готовы к любому концу, к событию, которое они могут интерпретировать как возвращение к нормальной жизни. Спойлер: они будут разочарованы", — заявила она.
Но одна мысль о том, что Россия больше не воюет, — это новое и волнующее ощущение. "Оптимизма в целом немного, но я могу сказать, что еще совсем недавно его не было вообще", — сказал стоматолог из Москвы.
Авторы: Мария Илюшина, Наталья Аббакумова. Франческа Эбель из Москвы внесла свой вклад в этот материал.
*Организация, включенная в реестр иноагентов Минюста.
**Физическое лицо, включенное в реестр иноагентов Минюста.