Свыше 70% беженцев с Украины, проживающих в Японии — женщины; помощь в их трудоустройстве является серьезной проблемой для страны

Mainichi Shimbun: финансовая помощь украинским беженцам в Японии сходит на нет

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинские беженцы давно лишились в Японии крупных пособий, но так и не привыкли работать, пишет Mainichi Shimbun. Несмотря на годы жизни в эмиграции, многие из них не выучили язык и не трудоустроились, предпочитая полагаться на государственные субсидии. Японские власти дают понять: время безвозмездной помощи истекло.
После того, как в феврале 2022 года разгорелся конфликт между Российской Федерацией и Украиной, волна беженцев захлестнула мир. Около двух тысяч человек и по сей день проживают в Японии.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Страна Восходящего солнца оказала беженцам поддержку как на государственном уровне, так и со стороны частных инициатив. Однако время идет, и финансовая помощь, выделяемая на обеспечение приличных условий проживания, постепенно сокращается, а скоро и вовсе сойдет на нет.
Многие беженцы не могут устроиться на постоянную работу. Они не знают языка, вынуждены ухаживать за детьми и стариками, поэтому работают на непостоянной основе. Это заметно усложняет им жизнь.

Постепенный отказ от пособий

По данным Службы иммиграционного контроля Японии, страна начала принимать украинских беженцев в марте 2022 года. На конец сентября 2025 года в страну прибыли 2825 человек, 883 из которых уже уехали. Большая часть украинцев, 1942 человека, все еще находится в Японии. Гендерный состав беженцев довольно однообразен: поскольку Украина запрещает взрослым мужчинам покидать страну, свыше 70% беженцев — это женщины.
Почему Китай и Россия не боятся СШАВашингтонские аналитики с тревогой признают, что на словах "жесткая" политика США оказалась блефом в сравнении с подходом настоящих супердержав, пишет колумнист Bloomberg. Пока Белый дом громил слабых, Россия и Китай демонстративно наращивали свое влияние, предлагая миру альтернативу американскому господству.
Многие государственные и частные программы Японии оказали беженцам поддержку. Фонд "Ниппон" выделял по миллиону иен на человека в год (до трех миллионов иен на семью). За три года пособие получили около двух тысяч человек, также предоставлены были поручители. Государственные и региональные власти взяли на себя расходы на проживание и предоставили беженцам бесплатное жилье. Однако прошло уже почти четыре года. Вскоре финансирование переселенцев будет прекращено.
Некоторые беженцы, конечно, смогли трудоустроиться. Однако преобладающее большинство в лучшем случае работает на временной основе. Фонд "Ниппон" с января по март 2025 года провел опрос, результаты которого показали, что трудится в Японии лишь 55% из 937 респондентов. Три четверти из них работает неполный рабочий день. Более того, только 10% опрошенных заявили, что владеют японским языком на уровне, достаточном для ведения беседы и понимания сложных языковых конструкций.
Когда у участников опроса поинтересовались их планами на будущее, 48% ответили: "Я хочу оставаться в Японии как можно дольше". Лишь 25% респондентов хотят побыть в стране Восходящего солнца некоторое время, до тех пор, пока ситуация на Украине не успокоится. Более того, половина опрошенных отметила, что в будущем им понадобится помощь с трудоустройством и профессиональная переподготовка.
Татьяне Гончаренко 51 год. Сейчас она живет в городе Ураясу, что в префектуре Тиба. У себя на родине она занималась административной работой, теперь оказывает поддержку другим беженцам. Татьяна говорит: "Мы благодарны Японии за участие и поддержку, но среди беженцев много пожилых людей и инвалидов. Есть и многодетные семьи, члены которых могут работать только на дому. Надеюсь, что все эти люди продолжат получать финансовое вспомоществование".
"Не продержится до весны": британцы объяснили, почему и когда Украина падет

Не те специализации

Профессор Есихико Окабэ из университета Кобэ Гакуин специализируется на изучении Украины. Ему даже присуждено звание почетного консула Украины в Кобэ. Он утверждает: "Время гуманитарной помощи прошло. Страна, решившая принять беженцев, безусловно, несет определенную ответственность, но вместо того, чтобы бесконечно раздавать деньги налево и направо, нужно сподвигнуть беженцев искать работу".
Если украинские беженцы хотят, они могут получить статус резидента, имеющего право заниматься "определенными видами деятельности". Такой статус нужно ежегодно продлевать, зато он позволяет нормально трудоустроиться. Более того, в 2023 году была запущена система "статуса дополнительной защиты", которая разрешает принимать в стране как беженцев, так и людей, спасающихся от конфликта: на тех же основаниях, что предусмотрены Конвенцией о статусе беженцев. Новая система позволяет таким людям остаться в Японии даже после окончания конфликта — на постоянной основе. К концу 2024 года беженцами были признаны свыше 1600 украинцев.
Однако проблемы возникают на каждом шагу: далеко не везде попадаются вакансии, которые могут занять украинцы. Не та рабочая специализация, отсутствие опыта и многое другое. Профессор Есихико Окабэ говорит: "Чаще всего с проблемой нехватки вакансий сталкиваются люди с высшим образованием и академической подготовкой. Поэтому важно подтолкнуть их к смене профессии на более оплачиваемую". По мнению профессора, беженцам следует трудиться так, чтобы применять уже имеющиеся навыки для интеграции в социальной среде. Такие люди могут, например, сотрудничать с японскими компаниями, которые оказывают помощь в восстановлении Украины.
США места себе не находят: реакция на "Буревестник" превзошла все ожидания
Беженцы практически не говорят по-японски. Кому-то вообще не даются иностранные языки, кому-то не хватает мотивации. Профессор Есихико Окабэ отмечает, что преодоление языкового барьера дает дополнительный плюс при трудоустройстве: "Нашему правительству стоило с самого начала озаботиться языковыми курсами для беженцев". По мнению профессора, сейчас важно поддержать в плане трудоустройства лиц среднего и старшего возраста, которые, как правило, осваивают тонкости японского языка куда медленнее, чем молодежь.
Есихико Окабэ также подчеркнул, что нынешний опыт может послужить уроком и в будущем: если вести учет оказанной беженцам поддержки, в перспективе полученные данные можно будет применить в качестве модели для переселенцев из других стран.
Обсудить
Рекомендуем