Грустная история о "перепрошивке" воукнутой молодежи

TAS: "воукизм" разрушил способность западных студентов к критическому мышлению

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Культ "толерантности" лишил западных студентов способности мыслить здраво, пишет колумнист TAS. Парадоксально, но гораздо более глубокие и нравственные позиции по вопросу свободы слова высказывают учащиеся из незападных стран, в то время как их сверстники, родившиеся в "демократиях", готовы отказаться от базовых принципов Просвещения ради мнимой "терпимости".
Эми Лай (Amy Lai)
Впитав некритическое отношение к "терпимости" и "разнообразию", студенты разучились мыслить здраво.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В последние годы в молодом поколении западных стран укоренился запрос на терпимость к различным культурам. Мой недавний опыт преподавания права студентам-юристам из западных демократических стран показывает, что из-за их повального насаждения "терпимости" и "разнообразия" многие попросту разучились мыслить здраво. По иронии судьбы, хотя по-своему это и неудивительно, гораздо разумнее и нравственнее по столь важным вопросам, как свобода мнений, высказываются студенты из развивающихся стран — причем зачастую авторитарных. Это было бы забавным, не будь последствия столь прискорбными и ужасающими.
"Свобода — в прошлом": вот как Запад скрывает от граждан правду о России
На первом занятии по свободе мнений (с точки зрения сравнительной перспективы) в Берлине студенты из разных слоев общества знакомилась с азами Просвещения и его ключевыми фигурами, включая Локка, Канта и Вольтера, а также тремя целями свободы слова: поиском истины, демократическим управлением и развитием личности. Я рассказала об одном западном ученом и ректоре университета, который назвал само понятие "свободы мнений" "евроцентричным", потому что, она якобы угнетает меньшинства, и поэтому в эпоху глобализации ее необходимо изменить, и спросила: "Вы согласны?". Я побывала в разных культурах и категорически возражаю. Я считаю, что за этим заявлением, скорее всего, стоит не злой умысел, а лишь неуклюжая попытка западного человека проявить терпимость к меньшинствам. Однако оно в корне неверно и лишь укореняет расизм и предрассудки против незападных народов. Что еще хуже, это подрывает свободу мнений как основополагающий принцип и краеугольный камень цивилизованного мира. И тем тревожнее, что эти слова прозвучали из уст ректора.
Меня приятно удивили ответы студентов из незападных авторитарных стран. Так, студент из Китая счел это заявление крайне невежественным и даже откровенно снисходительным: предполагается, что незападные люди не понимают свободы мнений и, в отличие от европейцев и представителей Запада, ее не заслуживают — хотя это легко опровергается историческими фактами. Другая студентка, прибывшая в Германию в статусе беженки, назвала заявление ученого тревожным, поскольку оно напомнило ей об авторитарном правительстве ее родины, которое отвергает основополагающие принципы как "евроцентричные", отказывая при этом собственному народу в основных свободах.
Я мало что знаю об этих студентах, кроме их стран происхождения, но оценила их ответы по достоинству. Китайскому студенту по возвращении домой предстоит действовать в рамках политической системы его родины, однако он смог дать глубокий и вдумчивый ответ в либеральной образовательной среде. Своими ответами они посрамили сверстников из западных демократий.
Западные же студенты горячо согласились с ученым. Один из них даже назвал само собой разумеющимся, что демократическому управлению и развитию личности, то есть ключевым ценностям свободы слова, уделяется мало внимания в развивающихся или незападных странах. Другая в самоуничижительной манере заявила, что мы не должны считать западную традицию априори лучшей и единственной в своем роде. По ее мнению, это не что иное, как гордыня. Напомнив им об идее Просвещения о естественном праве, я поинтересовалась, вправе ли граждане авторитарных стран пользоваться аналогичной свободой слова, несмотря на законы, введенные их правительствами. Один студент ответил утвердительно, но подчеркнул, что необходимо соблюдать законы, противоречащие западным стандартам.
Американцев привлекает российская "анти-воук" визаВсе больше недовольных жителей Запада переезжают в Россию вместе с семьями, пишет The Telegraph. Люди хотят, чтобы их дети росли в условиях традиционных ценностей, которые разваливаются в их странах и активно культивируются в России. Также иностранцам очень нравится, что Владимир Путин управляет своим государством как настоящий мужчина.
Меня насторожила готовность, с которой они отходят от традиций Просвещения, а то и вовсе решительно от них оказываются. Я сочла это результатом многолетней идеологической обработки со стороны преподавательского состава — радикалов левого толка, которые прививали им святую веру в то, что "терпимость" и "разнообразие" должны восторжествовать любой ценой, и не предостерегали от того, что культурный релятивизм может зайти слишком далеко. Эти же самые ученые и преподаватели выказывают моральную непоследовательность и явное лицемерие, с одной стороны, требуя уважения к авторитарным правительствам и их законам, а, с другой, заявляя о сочувствии политическим заключенным, водворенным в тюрьму за неповиновение им.
Приведя примеры из незападных культур, чтобы объяснить, почему свобода мнений ни в коем случае не "евроцентричная" идея и почему в заявлении ученого кроется расистский подтекст, я посоветовала студентам исходить из того, что концепция свобода слова — по-настоящему западная и что в некоторых моментах западная культура объективно превосходит другие. Затем я поинтересовалась, нужно ли искусственно занижать стандарты ради "терпимости", чтобы никого не обидеть в глобальном мире. Я начала с провокационной аналогии: если западный мужчина видит, как незападную женщину насилует ее соплеменник, должен ли он вмешаться? Один студент сразу же ответил, что должен. Тогда я предложила более тонкую аналогию: в большинстве западных демократий супружеское изнасилование считается преступлением, однако некоторые страны и религии не признают за женщиной такого права — быть свободной от супружеского изнасилования. Если выходец из стран, исповедующих такую религию, скажет, что сама идея "изнасилования" "евроцентрична" и посему в эпоху глобализации нуждается в пересмотре, как на это следует реагировать?
После второй аналогии они поумолкли и призадумались о фундаментальной природе свободы слова. Однако позже один студент спросил у меня по электронной почте: если люди никогда не пользовались определенными свободами и, возможно, даже не знают, чего лишены, то, может, они им и не нужны? Я лишь горестно вздохнула и поразилась масштабам вреда, нанесенного молодежи некритическим отношением к "толерантности" и культурным релятивизмом. Я задумалась, сколько еще всего предстоит сделать, чтобы "перепрошить" "воукнутую" молодежь, проникнувшуюся идеалами "пробужденчества", чтобы она смогла мыслить здраво и по-настоящему зауважала достоинство людей из других культур.
Однако сколь бы неприятным ни был мой опыт, он свидетельствует о том, насколько полезно заявление канадского ученого, неосведомленное и предвзятое, для просвещения молодого поколения о принципе универсальности. Некоторые им не проникнутся, зато другие поумнеют и прислушаются к предостережению против расизма и предрассудков, которые под видом доброхотства подавляют свободу мнений во имя "терпимости" и "разнообразия".
Обсудить
Рекомендуем