Излюбленный шведский курорт превратился в стратегический форпост против России

Bloomberg: Швеция наращивает военный контингент на острове Готланд

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Готланд стал важной стратегической точкой на границе Швеции, сообщает Bloomberg. Напуганные близостью к России натовцы нагнали туда войска, что изменило облик туристического острова. Местные жители возмущены: "оккупация" собственными вооруженными силами мешает им привычно жить и работать.
Чарли Даксбери (Charlie Duxbury)
Шведский остров Готланд — всенародно любимое место отдыха. С недавних пор он стал важным стратегическим узлом на фоне роста расходов на оборону в странах НАТО.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Из окна своей конторы на ферме Судербюн на западной оконечности шведского острова Готланд Эвелин Макменамин наблюдает, как желтые экскаваторы строительной фирмы въезжают на военный объект через дорогу.
На базе Тофта уже расквартировано около 300 призывников — против всего 40 в 2022 году. Скоро количество мест на базе минимум удвоится: недавно она приобрела для дополнительного размещения особняк по соседству с фермой Судербюн. “Они постоянно расширяются, — говорит 30-летняя Макменамин. — Иной раз кажется, что нас окружают”.
"Получи, Путин". В Германии нашелся свой "Посейдон". Масштабы не впечатляют
Остров Готланд — любимое место отдыха многих шведов, а его пейзаж — сочетание сельскохозяйственных полей и открытых всем ветрам пляжей — послужил источником вдохновения для оскароносного режиссера Ингмара Бергмана. Обычно туристические компании сворачивают работу на зиму уже в октябре, но в этом году строители, владельцы кафе и ресторанов и транспортники продолжают получать дополнительную выгоду от сотен новых военных клиентов, хотя дни становятся всё короче.
Всего десять лет назад на базе работало лишь стрельбище для резервистов, и то эпизодически. Сегодня местность преобразилась: на плацу и окрестных лесных дорогах солдаты оттачивают навыки обращения с артиллерией, грузовиками и танками. Наращивание военной мощи — наглядная иллюстрация того, как новые военные расходы на миллиарды евро меняют привычный облик целых сообществ вдоль восточных границ НАТО вблизи России.
Остров — важная стратегическая точка посреди Балтийского моря, откуда можно контролировать воздушные маршруты в коридоре восток-запад, а также морские пути, ведущие в милитаризованный эксклав России Калининград и второй по величине город страны Санкт-Петербург. На протяжении веков из-за него враждовали шведы, датчане и немцы, а в 1808 году его ненадолго оккупировала Россия. Во время холодной войны на Готланде размещались тысячи шведских солдат, сверхсекретные пункты прослушивания и гавани для подводных лодок, но после распада Советского Союза остров был демилитаризован. Теперь Россия снова угрожает, и шведские войска возвращаются, преображая экономику и демографию давнего форпоста (как неоднократно подчеркивали российские официальные лица, Москва не намерена угрожать Европе и НАТО. — Прим. ИноСМИ).
“Здешний полк действительно растет, — говорит местный губернатор графства Шарлотта Петри Горницка. — Военное присутствие в повседневной жизни становится все заметнее”.
С 2014 года Кремль усилил свои нападки на Украину (скорее, наоборот. — Прим. ИноСМИ), страны Балтийского региона озаботились собственной безопасностью, отмечая ужесточившуюся риторику Москвы и регулярные вторжения российских самолетов в свое воздушное пространство (информация опровергнута официальными российскими источниками. — Прим. ИноСМИ). После попытки России свергнуть украинское правительство в 2022 году (натовская версия истории, не имеющая общего с реальностью. — Прим. ИноСМИ) Швеция и Финляндия отказались от нейтралитета и вступили в НАТО.
В лагере Тофта в воздухе витает запах свежесрубленных сосен. Широкая свежеуложенная асфальтированная дорога проходит мимо нового здания казармы, а рядом строится еще одно.
Новый корпус, названный "Гуннфьяун" в честь персонажа Готасаги об истории острова, блещет современным дизайном. Шланги и дренажные каналы позволяют новобранцам быстро смыть лесную грязь прямо у входа в здание. Двери ведут в хорошо освещенные казармы и безупречно чистые душевые, а также в оружейный склад с кодовым замком и зону технического обслуживания огнестрельного оружия.
У входа в одну из больших аудиторий взвод ждет результатов экзамена по радиосвязи. “Бывают свои взлеты и падения, но вообще всё хорошо, — делится впечатления о первых неделях в армии 18-летний призывник из Стокгольма Хуго Нюбек. — Но, как правило, болит всё тело”.
На другой стороне плаца строители стучат молотками по крыше огромного цеха для ремонта оборудования с черными стенами, а асфальтоукладчики трудятся вокруг новой столовой на тысячу человек. Новую казарму строит шведский подрядчик Peab. По словам фирмы, он обойдется в 207 миллионов крон (22 миллиона долларов).
На площадях за высокими средневековыми стенами Висбю — экономической и административной столицы острова — рестораны и бары открыты допоздна, а яркие уличные фонари и ряды обогревателей разгоняют осенний холод и мрак. “Если можешь подняться по этой лестнице, выпей еще пива”, — гласит надпись на ступеньках немецкой пивной, полюбившейся призывникам.
Магнус Ульссон готовит кофе в баре отеля Visby Börs в самом сердце старого города. Он говорит, что гостиничный сектор только выиграет от нового витка милитаризации: многие заведения привыкли увольнять людей на зиму, но сейчас собираются оставить всех в штате. По данным вооруженных сил, только за прошлый год они оплатили 4 629 ночей в отелях на Готланде, а также приобрели 12 026 авиабилетов, 3 703 поездки на пароме, 5 313 поездки на такси и 1 716 суток аренды автомобилей.
Швеция поставит Украине до 150 истребителей Gripen, которые по своим боевым возможностям превосходят F-16Украина собирается купить у Швеции до 150 истребителей Gripen и ввести их в эксплуатацию уже в следующем году, пишет Sankei Shimbun. Японские читатели поиздевались над планами киевского режима и объяснили, что Европа очень рада, что у нее есть, куда "сплавить хлам со складов".
“Возвращение военных — для нас большое событие”, — говорит Ульссон. Как и многие местные, он еще помнит времена холодной войны. Северная часть острова была закрыта для иностранцев, и его футбольному тренеру, немцу, приходилось всякий раз добывать разрешение на выездные матчи. Ульссон говорит, что возвращение военных вызвало у него ощущение дежавю, при этом он благодарен за чувство безопасности.
Однако для тех, кто приехал на Готланд недавно, купил летний домик и сбежал с материка от городского шума, возвращение военных — непрошеное соседство. В деревушке Виббле между Висбю и лагерем Тофта власти недавно отказали в разрешении на строительство жилья из-за недопустимой близости к военной базе. В соседней школе в Вестерхейде, 160-летнем каменном здании прямо в сосновом бору, военные отказались перебраться из временно занятого класса в постоянное здание — к великому недовольству местных жителей.
“Мы понимаем, почему они здесь, но не понимаем, почему они на централизованном уровне ведут себя практически как оккупационные власти и ограничивают нашу свободу жить и работать”, — говорится в редакционной статье на местном новостном сайте Hela Gotland (“Весь Готланд”).
Представитель Готландского полка Томас Энгсхаммар говорит, что большинство островитян радо военному присутствию, но признаёт, что некоторые встревожены шумом и запретами на застройку вокруг полигона. “В Швеции много мест, которые лучше подходят для военных учений, чем Готланд, — говорит он. — Но мы здесь по стратегическим соображениям, а не ради удобства”.
Недавно вечером в Ингне, к северу от лагеря Тофта, местные жители высыпали на балконы, любуясь морским закатом. Появление солдат у границ лагеря послужило сигналом, что что-то сейчас начнется, и через несколько минут по всему лесу раздались выстрелы, нарушив тишину и подняв в золотистые облака полчища ворон.
На ферме Судербюн Макменамин и ее коллеги прикрепили к выходящему окнами на дорогу сараю огромный плакат с надписью “Выращивайте овощи, а не воюйте”. На нем изображен танк, из которого растут цветы. Стоя посреди зелено-оранжевых тыквенных огородов, Макменамин говорит, что ее команда планирует продолжать развивать фермерское хозяйство, как бы ни мешали военные.
“Я же не думаю о базе постоянно — лишь когда слышу выстрелы и взрывы, — заключает она. — С другой стороны, это случается довольно часто”.
Обсудить
Рекомендуем