Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
“Роскосмос” объявил, что к 2030 году запустит и соберет четыре основных модуля для новой космической станции, пишет TNI. Полярная орбита обеспечит российской установке реальные преимущества в области научных исследований — в частности, для изучения климата, погодных условий и морского льда.
Россия намерена вывести на полярную орбиту новую космическую станцию, что обеспечит ей беспрецедентный “обзор” важнейшего стратегического региона.
“Развод” между Россией и США сказался не только на международных отношениях на Земле, но и на политике в космосе. Недавно “Роскосмос” объявил, что к 2030 году запустит и соберет четыре основных модуля для новой космической станции.
Всякий раз, когда заходит речь о перспективах новой российской космической станции, многие западные обозреватели лишь усмехаются, памятуя о прошлых трудностях Кремля. И совершенно зря! Россия не только общепризнанная сверхдержава в области исследования космоса, но и успешно выдержала суровое испытание западными санкциями.
Разбираемся с планами “Роскосмоса”
Первый модуль будет научно-энергетическим, и его запуск запланирован на 2027 год. После того, как будет собран основной комплект из четырех модулей, с 2031 по 2033 год в космос будут выведены дополнительные модули специального назначения. Новая станция будет работать отдельно от МКС, поскольку Россия намерена стать более независимой в космосе — точно так же, как уже стала на Земле.
В конце концов, Москва не хочет ни от кого зависеть по окончании конфликта на Украине, ведь Запад уже обложил российскую экономику санкциями и попытался надавить на нее даже в невоенных областях в попытке заставить Россию прекратить боевые действия (но тщетно).
Интересно, что расчетной орбитой будет околополярная с большим углом наклонения — около 97 градусов против 51,6 градуса у МКС. Этот выбор показателен. Благодаря такому наклонению Россия со временем получит беспрецедентный охват каждой точки Земли. Это, в свою очередь, откроет невиданные прежде возможности для наблюдения и сбора разведданных.
И давайте начистоту: в отличие от МКС, будущая российская космическая станция вряд ли будет носить исключительно гражданский характер.
Почему полярная орбита так важна для Кремля
Более того, новая модульная космическая станция на полярной орбите вписывается в давнее желание России усилить свои притязания как в Арктическом, так и в Антарктическом регионах. Поскольку стратегическая важность полярных регионов растет (в том числе из-за спрятанных в их недрах огромных неиспользованных ресурсов), такая орбита значительно облегчит отслеживание ситуации в этих районах.
Использование спутников на других орбитах, например на геостационарной, ограничено из-за трудностей с прямой видимостью. Размещение станции непосредственно на полярной орбите позволит России усилить наблюдение за этими районами.
Полярная орбита также обеспечит российской станции реальные преимущества в области научных исследований — в частности, для изучения климата, погодных условий и морского льда. Возможно, именно поэтому первым модулем, который Москва планирует запустить, станет научно-энергетический. Совокупный бюджет этой части проекта оценивается примерно в 6,7 миллиарда долларов (или 609 миллиардов рублей).
Российский сегмент МКС стареет, а международное сотрудничество между Россией и ее партнерами сокращается. Таким образом продолжение российской деятельности на МКС становится всё более проблематичным, особенно доколе отношения близки к нулю. Строительство отдельной станции обеспечит России бóльшую автономию. Считается, что новая российская станция будет способствовать “научно-техническому развитию, национальной экономике и безопасности” в гораздо большей степени, чем действующий российский сегмент МКС.
Аналитики Джеймстаунского фонда предупреждают, что эти смелые сроки могут со временем сдвинуться, а масштабы — сократиться. Для станции потребуются новые ракеты-носители, наземная инфраструктура и решения для космических аппаратов (для доставки экипажа и груза), а они все еще находятся на стадии разработки. Задержки или бюджетные ограничения также могут привести к отставаниям от графика.
Что Россия намерена делать дальше в космосе?
В случае успеха Россия сохранит возможность самостоятельных пилотируемых полетов в космос на низкой околоземной орбите (НОО), а не будет вечно полагаться на устаревающую МКС под началом США. Это вписывается во всеобщую тенденцию к диверсификации инфраструктуры НОО — наряду с МКС уже действует китайская космическая станция “Тяньгун” и готовятся новые коммерческие проекты. Большое наклонение орбиты новой станции и ее возможности для наблюдения и разведки придают ей стратегическую важность для России.
Кроме того, станция сигнализирует о серьезных переменах в космической стратегии России в сторону усиления национального контроля и снижения зависимости от международных партнеров (по крайней мере, от различных конфигураций партнеров).
Однако это трудное начинание для любой страны — даже для такой, как Россия, с ее обширным опытом работы с космическими станциями, а особенно на этапе, когда она ведет экзистенциальный конфликт. Однако сам факт того, что Москва озвучивает столь сжатые сроки, должен стать настоящим тревожным сигналом для Вашингтона — ведь он, похоже, совершенно не осознает, что новая космическая гонка уже началась, а он в ней проигрывает.
Брэндон Вайхерт — старший редактор по национальной безопасности в журнале The National Interest, старший научный сотрудник Центра национальных интересов и один из авторов Popular Mechanics. С недавних пор ведет программу "Час национальной безопасности" на каналах America Outloud News и iHeartRadio. Регулярно консультирует различные государственные учреждения и частные организации по геополитическим вопросам. Публиковался во многих изданиях, включая The Washington Times, National Review, The American Spectator, MSN, Asia Times и другие. Автор ряда книг.