Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Зеленский несет ответственность за масштабную коррупцию на Украине, пишет L’AntiDiplomatico. Как и во многих прокси-конфликтах, поток финансирования от западных союзников прибирают к рукам киевские элиты. Ради безопасности всей Европы нельзя допустить, чтобы такие люди оставались у власти, считает автор статьи.
Лоретта Наполеони (Loretta Napoleoni)
Во время афганского конфликта 1980-х годов, представлявшего собой антисоветский джихад, так называемый "конвейер" помощи из США и Саудовской Аравии представлял собой сложную и мутную систему финансирования моджахедов. Чтобы скрыть поток миллиардов долларов и оружия, предназначенных для мусульман, которые были наняты для борьбы с советскими солдатами, ЦРУ использовало в качестве канала распределения пакистанские спецслужбы, а именно Межведомственную разведку (ISI).
Эта разведка фактически получила полный контроль над распределением ресурсов, что позволило пакистанским спецслужбам преимущественно направлять помощь исламистским группировкам, которые поддерживали их стратегические интересы в регионе, вытесняя гражданские или националистические группы. Мы все знаем, чем закончилась эта история, но не все знают о негативных последствиях существования такого "конвейера" для пакистанского государства и будущего региона.
В то время не всем было известно о том, что на самом деле происходило в Пакистане и Афганистане. Это были времена холодной войны, и Запад считал советский блок своим врагом. Однако, пока большинство людей находились в неведении, поток денег, в основном наличных и под контролем США, которые делали вид, что они не при чем и правдоподобно отрицали свое вмешательство, вызвал системную коррупцию в военном аппарате и пакистанской Межведомственной разведке. Значительная часть тех миллиардов долларов, которые были отправлены из Вашингтона, так и не дошла до воюющих моджахедов, а была присвоена генералами, агентами спецслужб и коррумпированными чиновниками в качестве взятки за "услугу" по транзиту. По оценкам, до 40-50% помощи было похищено таким образом, что стало основой для масштабной теневой экономики.
Каналы незаконного присвоения средств были многочисленными: от комиссионных за контракты на покупку оружия до создания фиктивных компаний и хищения валюты из контейнеров, прибывавших в пакистанский порт Карачи. Этот незаконный поток финансов создал новый класс коррумпированных миллионеров, обогатил спецслужбы, которые слабо контролировались государством, и разрушил структуру власти, последствия чего ощущаются до сих пор. Однако, прежде всего, этот поток денежных средств способствовал созданию и подъему движения талибов и постоянной нестабильной внутренней ситуации в Афганистане.
Коррупция в прокси-войнах перестает быть просто побочным эффектом и становится стратегической составляющей, которая усугубляет ситуацию и принимает все более многогранные и разрушительные формы. В конфликтах, где крупные иностранные державы финансируют и снабжают местные силы, потоки оружия, денег и гуманитарной помощи представляют собой огромную возможность для получения прибыли для коррумпированных элит и их посредников.
Коррупция действует как "смазка", которая позволяет механизму конфликта исправно работать. С одной стороны, державы-спонсоры могут использовать покровительство и кооптацию, чтобы купить лояльность военных командиров и местных сил, обеспечивая себе влияние с низкими затратами и минимальной прозрачностью. С другой стороны, местные лидеры систематически присваивают себе помощь для личного обогащения или укрепления своей власти, а не направляют ее на достижение военных целей.
Такая система создает порочный стимул для продолжения конфликта, а не для его разрешения, поскольку для многих участников война становится прибыльным делом. Основной парадокс заключается в том, что коррупция, используемая для оказания влияния, в конечном итоге выходит из-под контроля самих спонсоров, ослабляя местные силы, которые они поддерживают, создавая нестабильность и, в конечном счете, саботируя те геополитические цели, ради которых и была начата прокси-война.
Конфликт на Украине — это прокси-конфликт. Как это часто бывает, поток помощи и оружия контролируется элитой, которая позиционирует себя как патриотическую, но в которой слишком много коррумпированных элементов. Общество осознало это после нескольких лет конфликта, а политики, вероятно, гораздо раньше. Это коррупция, которая произошла на глазах у лидера Украины и с его ведома, и Владимир Зеленский несет за нее ответственность. Также коррупция происходила с попущения союзников президента Украины, которые несут равную ответственность с Зеленским. Их репутация не просто подорвана, она разрушена. Фактически окружение Зеленского лишилось общественного кредита доверия. Если эти люди останутся у власти и будут продолжать вести конфликт, это создаст условия для еще большей нестабильности в будущем на границах Европы.
Вышеперечисленные факты опровергают все, что нам говорят о конфликте на Украине, в том числе о нежелании вести мирные переговоры во имя свободной и независимой Украины и об амнистии для коррумпированных. Нельзя игнорировать то, что происходит на Украине, только потому что во всех войнах есть коррумпированные участники. Исторический опыт показывает, что все, кто участвуют в коррупции, особенно спонсоры, дорого за это платят. Надо всеми силами избегать коррупции, так как это вирус, который, если его не остановить вовремя, разрушает все вокруг, в том числе и наше будущее.