Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В настоящее время отношения Москвы и Дамаска проходят этап переосмысления и возрождения, пишет Thawra. Автор статьи подчеркивает, что новое сирийское правительство должно отойти от сугубо военного сотрудничества с Кремлем и расширять сферы партнерства.
д-р Басиль аль-Хадж Джасим (د. باسل الحاج جاسم)
С момента падения режима Асада прошел год — и контакты между новым сирийским руководством и Россией перестали быть формальной и безынтересной необходимостью. Они перешли в новое качество, и характерные черты нового периода прорисовываются на фоне стремительных внутренних и международных преобразований.
После долгих лет авторитарного правления Сирия стоит перед серьезными вызовами. Необходимо определить форму будущего государственного устройства и место в современном мире, который сильно изменился с 2011 года.
Российско-сирийские отношения стали одними из самых сложных в новейшей истории Сирии. Это было не обычное сотрудничество, а партнерство, в котором военная сфера тесно переплелась с политикой, а тактика — со стратегией. Все это происходило в то время, когда сирийский народ вел отчаянную борьбу за свою жизнь.
Разумеется, нынешняя практика не может не учитывать болезненный опыт и то, как сирийское общество воспринимает роль России со всеми ее положительными и отрицательными сторонами.
11.12.202500
Сегодня Сирия сталкивается с другими проблемами. Война, хоть она и осталась в прошлом, продолжает оказывать влияние на все аспекты жизни. Экономика в упадке, инфраструктура разрушена, ресурсов не хватает, а санкции представляют непреодолимое препятствие для возрождения страны.
В это время в международной системе происходят значительные изменения: прежде незыблемые правила предаются забвению, формируются новые балансы сил, а интересы ставятся выше идеологии.
В этом контексте открытость Сирии по отношению к России и другим влиятельным странам диктуется скорее необходимостью, чем искренней лояльностью. Вышедшая из конфликта страна не может вернуться к нормальной жизни, оставаясь в изоляции.
Для Москвы Сирия является не только политической проблемой, но и стратегически важным активом с выходом к Средиземному морю. Здесь сталкиваются интересы России и Запада в борьбе за власть и открываются широкие перспективы в области энергетики и портовой деятельности.
Россия стремится развивать и укреплять отношения с новым руководством Дамаска по соображениям не только сиюминутных интересов, но и долгосрочных стратегических расчетов.
Сейчас сирийские приоритеты меняются: мы переходим от логики войны и военной поддержки к логике мира и восстановления. Это усложняет задачу: как превратить российское силовое присутствие в сбалансированное партнерство, которое в первую очередь отвечает интересам Сирии? И как пересмотреть соглашения, которые были подписаны в моменты слабости и давления, восстановить суверенитет и не допустить закрепления зависимости в какой бы то ни было форме?
Настоящая проблема заключается не в восстановлении каналов связи, а в характере этой связи. Наша цель сегодня — построить государство, которое будет способно развивать экономику, восстановить политический авторитет и сформировать гармоничную внутриполитическую систему, не зависящую от каких-либо внешних влияний.
Россия, в свою очередь, сталкивается с новыми вызовами. Сегодня влияние в Сирии не ограничивается только наличием военных баз или масштабами развертывания вооружений. Истинное влияние основывается на экономике, реализации проектов, технологиях, а также участии в восстановлении страны и уважении ее национального суверенитета.
Наиболее сложная задача сейчас — найти баланса между потребностями и риском оказаться в зависимости. Сирия нуждается в инвестициях, экономическом сотрудничестве и выходе из изоляции. При этом она не стремится к восстановлению политической опеки в новом формате.
Она не должна выбирать между двумя крайностями: распылением внимания или ориентацией только на одного партнера. Ей требуется гибкая внешняя политика, которая расширила бы ее возможности, сбалансировала отношения с Востоком и Западом и открыла множество путей для инвестиций и поддержки, при этом не превращая страну в арену для сведения счетов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что послевоенные отношения между Дамаском и Москвой проходят новое испытание — испытание интересов и взаимного доверия. Ни полный разрыв связей, который несет с собой неизбежные потери, ни зависимость, связанная с определенными рисками, не могут быть рассмотрены как реалистичные варианты. Только трудный путь поддержания баланса может предоставить Сирии реальный шанс на восстановление и способствовать формированию более стабильных и зрелых отношений с Россией в послевоенный период.