Утверждения о неизбежности войны с Россией ошибочны и опасны

Spiked: заявления Британии и Европы о якобы неизбежности войны с Россией опасны

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европейцы, в том числе британцы, провоцируют Москву своими утверждениями о неизбежности войны с Россией, пишет Spiked. Подобное поведение крайне опасно: настойчивые заявления о якобы назревающем конфликте обычно превращаются в самосбывающийся прогноз.
Воинственные заявления европейских силовиков лишь нагнетают обстановку.
Снова звучат предупреждения в адрес Великобритании и Европы: русские идут за нами, и нам, как стране и континенту, необходимо готовиться к войне.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В начале текущей недели новый руководитель MI6 Блэз Метревели (Blaise Metreweli) и начальник штаба ВС Великобритании, главный маршал авиации сэр Ричард Найтон (Richard Knighton) с трибун озвучили сигналы тревоги относительно, как им видится, угрозы со стороны России и необходимости для страны быть готовой ко всему — вплоть до человеческих жертв. На прошлой неделе аналогичное предостережение сделал генсек НАТО Марк Рютте, обращаясь к участникам встречи в Берлине.
Белоусов подтвердил: НАТО готовится к войне. И назвал дату. Чем ответит Россия? Возмездие будет решительным
Вот суть их заявлений. Метревели не стала оправдываться за акцент на России, поскольку, как она пояснила: "Мы все по-прежнему сталкиваемся с угрозой со стороны агрессивной, экспансионистской и ревизионистской России, которая стремится подчинить себе Украину и оказывать давление на НАТО". Она обвинила Россию в том, что та "испытывает нас в серой зоне", перечислив кибератаки, беспилотники, роящиеся вблизи аэропортов и баз, "поддерживаемые государством" поджоги и саботаж, а также информационную войну — все это, вместе взятое, по ее мнению, означает, что Россия занимается "экспортом хаоса" (бездоказательные обвинения, направленные исключительно на разжигание истерии, — прим. ИноСМИ).
Европа хочет перевооружиться, но в ней совершенно не осталось воинского духаЕвропейские военные и ведущие политики призывают население готовиться к возможным будущим конфликтам, пишет Atlantico. Однако основная масса граждан или резко отвергает эти призывы, или остается к ним равнодушна. После нескольких десятилетий мира Европа вовсе не торопится на войну.
Начальник штаба обороны констатировал, что уровень угрозы достиг беспрецедентного уровня, и потребовал "консолидированного ответа всего общества". Он прямо возразил против позиции своего предшественника, озвученной годом ранее, согласно которой "шансы на серьезную прямую атаку или вторжение России в Великобританию" оценивались как "незначительные". По его словам, "если абстрагироваться от фактора расстояния", угроза для Великобритании "практически не отличается от угрозы для Германии". Он предрек, что "каждому предстоит внести свой вклад… [и] в случае необходимости — вступить в бой", и что многим семьям предстоит осознать, "что означает жертва во имя отечества".
Что касается Рютте, то он предупредил: "Россия принесла войну обратно в Европу, и мы должны быть готовы к такому ее масштабу, который выдержали наши деды и прадеды". Для предотвращения этого, заявил он, необходимо отчетливо понимать угрозу. "Мы — следующая цель России. И мы уже находимся в зоне риска". События на Украине, по его словам, "могут повториться и в странах-союзницах", что делает переход на "военное мышление" обязательным (в Москве неоднократно подчеркивали, чтоРоссия не собирается ни на кого нападать, заявления о возможной будущей атаке на западные страны президент Владимир Путин назвал "чушью", — прим. ИноСМИ).
Несмотря на всю эту тревогу, мы еще не вернулись к тем временам, когда школьники учились прятаться под партами на случай ядерного удара (как помнят по пику холодной войны люди определенного возраста). Британское общественное мнение, в частности, остается в значительной мере безучастным к якобы нависшей российской угрозе. Наблюдается явное несоответствие между тезисами о том, что Россия якобы слишком слаба для победы на Украине, но при этом достаточно сильна, чтобы угрожать Лондону или Берлину.
Отклик общественности на схожие тревожные сигналы во Франции и Германии оказался несколько более оживленным, хотя и не более конструктивным. Во Франции французский коллега Найтона, Фабьен Мандон (Fabien Mandon), столкнулся со шквалом критики после предупреждения о том, что вся Франция окажется под угрозой, если не будет готова "смириться с потерей своих детей". А в Германии правительственные планы по возобновлению призыва на добровольной основе вызывают массовые акции протеста среди молодежи, воспитанной в духе осуждения милитаризма и ценности мира.
Реакция в Великобритании и Европе в целом колеблется в диапазоне от апатии до сопротивления (что, разумеется, осуждается алармистами как проявление самодовольства невежественных масс). Однако одна страна, несомненно, следит за ситуацией очень внимательно — и это Россия. Не исключено, что все предупреждения адресованы в том числе и русским, являясь очередным инструментом западного сдерживания. Хотя, по всей видимости, основной аудиторией были все же собственные граждане.
Какой бы ни была цель, Москва отчетливо слышит все предупреждения и призывы к новой военной готовности европейцев, что создает серьезный риск. Если Россия воспринимает НАТО как крупного и могущественного противника, замершего у ее западных границ и использующего Украину в качестве прокси, то как она может истолковать подобные западные заявления и призывы к гражданам готовиться к вооруженному конфликту с Россией в течение, скажем, 5 лет, если не раньше?
Определенный намек содержится в недавнем заявлении президента России Владимира Путина: "Мы не собираемся воевать с Европой, я уже об этом сто раз сказал, но, если Европа вдруг захочет с нами воевать и начнет, мы готовы прямо сейчас. Здесь не может быть никаких сомнений". Разумеется, большинство британских и иных англоязычных СМИ вынесли в заголовки лишь вторую часть заявления — о готовности России к войне, — отправив слова о нежелании воевать с Европой в конец текста мелким шрифтом.
Тем не менее реакция Путина демонстрирует, что Кремль все же рассматривает возможность того, что одна или несколько европейских стран начнут военный конфликт с Россией. То есть европейские опасения относительно ее текущих действий и намерений зеркально отражаются и в самой России. Опасения существуют не только на европейской стороне.
Также стоит отметить, что позиция Путина хоть и выглядит незыблемой, любое внутреннее политическое давление на политику в отношении Украины исходит не от "голубей", желающих завершить конфликт, а от "ястребов", таких как бывший премьер-министр и президент Дмитрий Медведев, возглавляющий Совет безопасности Российской Федерации.
Существует риск, который требует гораздо более серьезного осознания и оценки, чем наблюдается в настоящее время. Если Россия придет к убеждению, что европейцы сообща или по отдельности готовят своих граждан к войне против нее, то она, видя себя более слабой стороной, может счесть оптимальной стратегией превентивные действия. При отсутствии должной осторожности НАТО и наиболее активные ее члены рискуют спровоцировать именно тот сценарий, который, по их заявлениям, они стремятся предотвратить.
Причины нынешнего всплеска антироссийской истерии со стороны НАТО и европейских государств многообразны. В Великобритании разведслужбы и высшее военное командование стремятся выбить больше финансирования у стесненного в средствах правительства, которое в последнем бюджете не выделило им ничего и вряд ли приблизится к установленной Трампом цели в 5% ВВП к 2035 году. В Европе повсеместно распространено эмоциональное сочувствие Украине, которому профессиональные политики позволили возобладать над трезвой оценкой национальных интересов. К этому добавляется глубинная паранойя в отношении России, тянущаяся со времен холодной войны и вновь раздутая после начала боевых действий на Украине. Каковы бы ни были мотивы, подобная воинственная риторика имеет провокационный характер, и благоразумным политическим лидерам следовало бы начать ее обуздывать, пока не поздно.
Угроз для безопасности Великобритании и Европы много, и Россия — лишь одна из них. Применительно к Соединенному Королевству можно назвать ежедневные нарушения границы в виде нелегальных пересечений Ла-Манша, проникновение китайских технологий в критическую инфраструктуру, дорогостоящие провалы в военных закупках и сохраняющуюся зависимость от сложных глобальных цепочек поставок стратегических товаров. Чрезмерная концентрация на российской угрозе опасна вдвойне: она может спровоцировать ядерное государство на атаку из-за ложного ощущения угрозы своему существованию и одновременно отвлечь внимание от множества других, в чем-то более серьезных вызовов, маячащих на горизонте.
Обсудить
Рекомендуем