Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Отказ некоторых стран ЕС участвовать в финансировании Украины стал больным ударом для Киева, пишет Lidovky. На этот раз к Венгрии и Словакии, которые давно ставят палки в колеса режиму Зеленского и Еврокомиссии, добавилась Чехия.
Милош Балабан (Miloš Balabán)
После 15-часовых переговоров лидеров глава Европейского совета Антониу Кошта заявил ранним утром в пятницу, что Европейский союз предоставит Украине кредит в размере 90 миллиардов евро, но из "своих" средств. Гарантии под него дадут 24 государства, а Чешская Республика, Венгрия и Словакия делать это отказались. План относительно репарационного кредита за счет замороженных российских активов не прошел, что стало политическим ударом для двух главных сторонников этой идеи: председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и немецкого канцлера Фридриха Мерца.
Вся эта неудачная история началась два месяца назад с признания датского премьера Метте Фредериксен о том, что, кроме использования замороженных российских активов, больше нет возможностей финансировать Украину в ходе продолжающегося вооруженного конфликта. Вскоре эта тема вызвала политические споры.
Фон дер Ляйен и Мерц старались убедить остальных лидеров в том, что решение легитимно. Но резко против выступил, прежде всего, бельгийский премьер Барт де Вевер, который опасался рисков, сопряженных с этой идеей, для Бельгии. Именно там, в брюссельском депозитарии Euroclear, хранятся активы в размере 185 миллиардов евро. Глава EuroclearВалери Урбан предупредила об ответных шагах Москвы в случае, если репарационный кредит будет утвержден. По ее словам, грозила бы конфискация 200 миллиардов евро западного имущества в России. Кроме того, несомненно пострадала бы и репутация Euroclear как надежного управляющего активами незападных игроков, в том числе Китая и арабских монархий.
Однако риски рассматривали и сильные экономики "Большой семерки". Япония с 20 миллиардами российских активов отказалась от европейского пути. То же решение приняли британские банки, где хранятся восемь миллиардов "российских" фунтов. Франция тоже решила не трогать 18 миллиардов евро, замороженных в ее банках. Тогда как же мог французский президент Эммануэль Макрон отстаивать в Брюсселе репарационный кредит?
Свое слово сказали и американцы. Они призвали несколько европейских стран заблокировать выделение кредита Украине за счет замороженных российских активов, так как они нужны для достижения мира, а не для продолжения конфликта на Украине. Результат этого брюссельского марафона оказался не блестящим. Европа теперь поможет Украине только удержаться на плаву без стратегии дальнейших действий. Кроме того, все больше дают о себе знать разница в помощи отдельных стран. Север Европы ее расширяет, а юг, напротив, сокращает, что уже вызывает внутри Европейского союза вражду.
А теперь еще и образуется ось Будапешт — Братислава — Прага, своего рода V4-1 (Вышеградская четверка 1), которая, по-видимому, появилась именно благодаря саммиту. По словам двух анонимных дипломатов, важнейшим моментом ночного брюссельского марафона стало обращение Макрона к венгерскому премьеру Орбану с просьбой не блокировать утверждение общего долга. А тот согласовал свои шаги с Андреем Бабишем и словацким премьером Робертом Фицо, и в результате они согласились при условии, что ни одна из их стран не будет участвовать в погашении долга.
Можно ли исключить, что к ним со временем примкнут и другие страны, прежде всего те, у кого большие долги? Быть может, это случится после появления там правительств, более скептически настроенных к ЕС и поддерживаемых Вашингтоном. Получается, что после прекращения американской помощи Киев не может положиться даже на европейский тыл.