Идея "тройки" с Россией и Китаем: откликнется ли Индия?

SCMP: связка Россия — Индия — Китай устранит гегемонию Запада и однополярный мир

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва предлагает возродить формат Россия — Индия — Китай в противовес западной гегемонии, пишет SCMP. Обсуждение этой идеи доказывает, что мир уходит от однополярной модели. Для Кремля РИК — это инструмент закрепления многополярности и обхода навязанных Западом ограничений.
Идея Москвы возродить "тройку" с Пекином и Нью-Дели вряд ли найдет в Индии горячий отклик. Скептики ссылаются на пограничные споры и нежелание Дели выглядеть частью "антизападного" блока.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Глава МИД России Сергей Лавров, ранее в этом месяце похваливший двусторонние связи с Индией и Китаем, призвал реанимировать формат РИК (Россия — Индия — Китай). Идея, впервые выдвинутая в 1998 году премьером Евгением Примаковым, так и не осуществилась из-за серьезных геополитических разногласий, включая напряженность на китайско-индийской границе.
На своей ежегодной пресс-конференции 20 января Лавров заявил, что многополярность — это надолго. Российско-индийское партнерство он назвал "особо привилегированным" и стратегическим, а связи с Китаем — "беспрецедентными" по своей глубине и полному совпадению подходов к ключевым проблемам.
"Трехсторонний формат РИК, основа БРИКС, нужно активизировать — это краеугольный камень многополярного мира", — подчеркнул министр, говоря о группировке развивающихся экономик под руководством Москвы и Пекина. БРИКС, напомним, уже вышел на глобальный уровень, приняв в свои ряды страны Ближнего Востока, Африки и ЮВА.
Визит Путина в Индию — симптом тревоги перед лицом нового миропорядкаРеализация трамповской стратегии выталкивает Индию и Россию на новое неизведанное геополитическое поле, пишет SCMP. И Нью-Дели, и Москве предстоит столкнуться с последствиями кардинального пересмотра американцами своего курса, который способен перекроить всю азиатскую геополитическую карту.
По мнению экспертов, развитию РИК мешают конкурирующие проекты.
Отказ Индии от порта Чабахар из-за санкций США может подтолкнуть ее к ускорению сотрудничества с Россией по транспортному коридору "Север — Юг". Однако, как указывает Анушка Саксена, старший аналитик-исследователь в аналитическом центре Института Такшашила, это чревато конфликтом с инфраструктурными проектами в рамках китайской инициативы "Одни пояс — один путь", что станет причиной недовольства Пекина.
Коридор "Север — Юг" во многом пересекается с Китайско-монгольско-российским экономическим коридором, особенно на российской территории и в Центральной Азии, где Китай является крупным игроком.
В качестве ответной меры на то, что Нью-Дели, по утверждению США, является финансовой поддержкой СВО на Украине через покупку российской нефти, Вашингтон ввел 50% таможенные пошлины на товары из Индии. Она настаивает, что ее действия обусловлены исключительно задачей гарантировать энергетическую безопасность.
Как отметила Саксена, даже если Индия пойдет на сокращение импорта из России, чтобы успокоить США и снять пошлины, это лишь усилит российско-китайскую связку. "Перед РИК нет простого пути к процветанию и консенсусу по острым вопросам", — считает она.
Доллару несдобровать: БРИКС знают, как похоронить его гегемонию навсегда
По ее словам, главным бенефициаром возрождения "тройки" станет Москва: для нее это шанс получить влиятельный "дипломатический актив" в регионе, где Пекин стремится к абсолютному лидерству. Также РИК позволит России скинуть с себя роль "изгоя", используя формат для обхода санкций — например, через интеграцию национальных платежных систем трех стран.
Такие проекты, как российский СПФС, китайская CIPS и индийский UPI — это мощный импульс к дедолларизации и созданию альтернативы западной системе SWIFT. Они обещают более быстрые и безопасные расчеты в национальных валютах, снижая зависимость от доллара. Однако, как подчеркивает Саксена, единства между странами "тройки" в этом вопросе нет: Индия активно сопротивляется дедолларизации, а Китай, наоборот, продвигает юань.
По мнению эксперта по внешней политике Индии Пратика Джоши (Prateek Joshi), Нью-Дели, скорее всего, займет выжидательную позицию, наблюдая за действиями администрации Трампа, прежде чем принимать решения по РИК.
Любое углубление экономических связей Индии с Россией в рамках этого формата неминуемо вызовет жесткую реакцию Вашингтона, отмечает Джоши. В качестве примера он приводит недавнее масштабное торговое соглашение Индии с ЕС, которое само по себе может создать серьезные сложности для российской стороны треугольника РИК.
Есть и еще один фактор — инициированный Трампом Совет мира. 18 января Индии поступило приглашение войти в совет в качестве страны-учредителя, но ответа Нью-Дели пока не дал. По словам Сагины Вальят, Индию беспокоит, как новый орган повлияет на существующие механизмы ООН и не попытается ли он вмешаться в ее собственные территориальные споры. "Создание параллельных структур рядом с ООН ставит острые вопросы: чья власть выше, как обеспечить выполнение решений и как контролировать вмешательство?" — заявила Вальят.
Она отметила, что устав совета позволяет предпринимать односторонние действия по решению простого большинства и председателя, что фактически легализует под новой "многосторонней" вывеской прежнюю одностороннюю политику США. Вальят напомнила, что Индия десятилетиями вкладывалась в систему ООН и стремится к постоянному месту в СБ. По ее словам, сдержанность Дели в отношении РИК исходит из той же логики: форматы диалога должны служить обсуждению, а не уступкам по принципиальным вопросам и не указаниям извне.
Обсудить
Рекомендуем