Сирийский президент Башар Асад завершил в минувший вторник 27 июля свой официальный визит в Белоруссию. В этом событии было бы крайне трудно найти нечто экстраординарное, если бы не откровенно комический характер целей, которые вполне серьезно ставят перед собой Белоруссия и Сирия. Причем, речь здесь идет вовсе не о крайне оригинальном намерении белорусского президента «увеличить в разы торговый оборот между двумя странами» путем «встряхивания», как выразился господин Лукашенко, белорусско-сирийских отношений.
Оказывается, визит президента Асада в Минск стал, на самом деле, очередным шагом вперед на пути строительства новой геополитической коалиции, которая должна объединить Белоруссию, Сирию и Венесуэлу в некоем тройственном союзе. В скором времени президенты этих трех стран должны встретиться в Дамаске, чтобы конкретизировать основные направления их дальнейшего сотрудничества, среди которых фигурирует, в частности, такая животрепещущая проблема, как «дистанционное зондирование Земли».
Александр Лукашенко скромно признался, что идея этого, столь же грандиозного, сколь и анекдотического, проекта принадлежит президенту Венесуэлы Уго Чавесу. Здравомыслящие люди могут, конечно, выразить сомнение в практической пользе, а тем более - в жизнеспособности союза трех государств, разделенных океанами, морями и тысячами километров. Дело, однако, в том, что лидеров этих стран объединяют вовсе не географические факторы, а их почти параноическое нежелание расставаться с властью и их виртуозное умение эксплуатировать с максимальной выгодой для себя державные комплексы Москвы.
Чавес весьма умело приручил «вставшую с колен» Россию туманными перспективами создания ее военно-экономического плацдарма на латиноамериканском континенте, а особенно - признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. В то же время, он не отказывает себе в удовольствии безнаказанно пошантажировать Москву, посылая время от времени несколько танкеров с венесуэльской нефтью, предназначенной для вольнодумной Белоруссии.
В свою очередь Александр Лукашенко, которому удавалось в течение многих лет водить Москву за нос обещаниями немедленного объединения с Россией, получил от нее пятьдесят два миллиарда долларов только за произнесение слов, льстящих амбициям обитателей Кремля. Его вынужденное вступление в трехсторонний Таможенный союз практически ничего не изменило во фрондерском поведении Минска по отношению к Москве. Более того, эту фронду фактически поддержал Башир Асад, который попросил именно Белоруссию, а не Россию, посодействовать Сирии в ее намерении присоединиться к зоне свободной торговли в рамках упомянутого Таможенного союза.
Впрочем, в этом демарше Асада тоже можно заподозрить намерение шантажировать Россию, которая твердит о чуть ли не союзнических отношениях с Сирией, но при этом, весьма и весьма далека от той бездумной щедрости, которую проявлял некогда по отношению к Дамаску Советский Союз. Не говоря уже о том, что в последнее время Москва установила с Тель-Авивом весьма лояльные - если не привилегированные - отношения.
В этих обстоятельствах афишированное Чавесом, Лукашенко и Асадом намерение заняться строительством своего бутафорского «тройственного союза» выглядит, по существу, как попытка коллективного шантажа, адресованная, в первую очередь, если не исключительно - Москве. Согласитесь, что эта геополитическая причуда трех президентов вряд ли способна вызвать переполох в Вашингтоне или в европейских столицах. Даже если к новому сооружению задумает присоединиться островное государство Науру. Да, да, то самое, что признало независимость Абхазии за пятьдесят миллионов долларов.