Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Африка может стать посредником в прекращении конфликта между Украиной и Россией?

Le Figaro: Африка надеется, что поможет России и Украине урегулировать конфликт

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин встретился с президентом Сенегала М. Саллом
Президент РФ В. Путин встретился с президентом Сенегала М. Саллом - ИноСМИ, 1920, 14.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Два африканских лидера из Алжира и Уганды рассказали Le Figaro о мирном плане Африканского Союза, который они хотят предложить России и Украине. Почему именно Африка? В условиях, когда Россия ругает Запад, а Украина делает на него ставку, именно Черный континент выступает непредвзятым посредником.
Перед визитом нескольких глав африканских государств в Киев и Москву предлагаем вниманию наших читателей мнение двух авторов. Эти авторы — Жан-Ив Олливье, президент Фонда Браззавиля*, и Амама Мбабази, бывший премьер-министр Уганды. В приводимом ниже тексте они обсуждают, какую роль могла бы сыграть Африка в поиске урегулирования российско-украинского конфликта.
Это еще не путь к миру, но африканский континент не теряет надежды, что может способствовать этому. В Киев прибыла делегация Фонда Браззавиля, приглашенная на переговоры с украинскими властями. До этого она посетила Москву. Цель состоит в том, чтобы инициировать "переговоры о переговорах" (talks about talks) — помочь россиянам и украинцам договориться об организации мирных переговоров. Облегчить эту задачу — нахождение площадки для контакта двух противников — призвана и "миссия добрых услуг", запланированная на март месяц с участием нескольких глав африканских государств. Они должны отправиться сначала в Москву, а затем в Киев всё с той же повесткой дня — talks about talks. Это только первый шаг. Это тот случай, когда мы стремимся, чтобы хотя бы робкий шепот о мире вклинился в непрекращающийся грохот орудий.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Фонд Браззавиля, который служит Африке во имя мира, окружающей среды и общественного здравоохранения, является посредником в этой инициативе, которая незаметно осуществлялась в течение нескольких месяцев на нескольких уровнях. В июне прошлого года президент Сенегала Маки Салл, который в данный момент по принципу ротации является еще и очередным председателем Африканского Союза, отправился в Сочи на встречу с Владимиром Путиным. Затем мы подхватили его инициативу, иногда неправильно истолковываемую на Западе [как "слабость перед Путиным"]. Мы решили посетить Москву. Мы никому при этом не путались понравиться, у нас не было предвзято положительного или отрицательного отношения ни к одной из сторон конфликта. Просто Африка, которая после крушения колониальных режимов не является ничьей "пешкой", может стать хорошим посредником. Африка неспроста заявляет о своей беспристрастности. У нее есть свои соображения, почему она считает себя достойной этой миссии.

Благое дело мира

Во-первых, беднейший континент больше, чем любая другая часть мира, страдает от последствий российско-украинского конфликта. И от резкого роста цен на энергоносители, и от перебоев с жизненно важными поставками зерна и удобрений, а также от последствий санкций, направленных на изоляцию одного из основных торговых партнеров Африканского Союза. Во-вторых, Африка — из-за своего негативного исторического опыта — крайне чувствительна к уважению суверенитета и территориальной целостности. Именно поэтому Африка может привести многочисленные прецеденты, когда государствам черного континента удавалось избежать черно-белого (манихейского) подхода к тому или иному конфликту. Много раз африканские страны отказывались давать ответ на вопрос "С кем вы?" и таким образом доказывали свою добросовестность.
Вот один из многих примеров: какую сторону надо было выбрать, когда в 2011 году Запад грубо вмешался, чтобы свергнуть ливийское правительство полковника Каддафи, не задумываясь о возможности раскола будущей Ливии и о дестабилизации всего Сахеля? А ведь именно эти последствия, наступившие после свержения Каддафи, ощущаются до сих пор. Эти последствия настолько драматичны, что хочется задать вопрос: может, вместо того, чтобы выбрать "хороший" лагерь в Ливии, международному сообществу стоило тогда встать на защиту благого дела мира?
В этом смысл подхода, который сегодня продвинулся вперед на один шаг. Африка, которая особенно ценит мир, так часто нарушавшийся на ее земле внешними силами, именно Африка желает способствовать возобновлению переговоров между Москвой и Киевом. Из украинской столицы мы отправимся в Аддис-Абебу, чтобы отчитаться о нашей миссии перед главами африканских государств, которые соберутся в эфиопской столице на ежегодный саммит Африканского Союза 18-19 февраля. Именно тогда окончательно определится состав миссии добрых услуг — это будут шесть-семь глав африканских государств, с разными позициями. Остальное будет решаться, как и положено, между Москвой и Киевом. Африка, в прошлом чаще являвшаяся "объектом" чужого посредничества, не хочет от этой миссии никаких выгод для себя, кроме служения делу мира. В условиях полной независимости.
Жан-Ив Олливье (Jean-Yves Ollivier), Амама Мбабази (Amama Mbabazi)
*Фонд Браззавиля —организация гражданского общества, которая продвигает и поддерживает африканские инициативы, чтобы обеспечить конкретные и долгосрочное результаты.