Революции иногда приводят к самым неожиданным союзам. Бывший афганский боевик Абдель Хаким Бельхадж, член исламистского движения, которого преследовала ливийская полиция, назначен новым военным губернатором Триполи. Сегодня этот человек, которого арестовали и пытали в ЦРУ, а заем передали режиму Каддафи, называет себя союзником Запада и НАТО и рассыпается в благодарностях Франции. Тем не менее, его прошлые (реальные или вымышленные) связи с международным джихадом и «Аль-Каидой» уже были раскритикованы как признак начала засилья исламистов в ливийской революции.
Его генеральный штаб расположен в здании аэропорта Митига на востоке Триполи (до 1970 года здесь находилась военно-воздушная база США) с его церквями и окруженными высокой травой домами.
45-летний Бельхадж, человек в камуфляжной форме с короткой бородкой, тихим голосом и порывистыми движениями, нередко отвечает на вопросы ритуальной мусульманской фразой «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Он не отрицает прошлого в рядах исламистов, но заверяет нас в том, что никогда не работал на «Аль-Каиду». «Я принимал участие в джихаде против советских войск в Афганистане с 1988 по 1992 год и таким образом в тот момент находился в том же месте, что и «Аль-Каида». Но я никогда не был членом «Аль-Каиды» и не поддерживал связей с этой организацией. Люди все перепутали», - уверяет он.
Бегство от генерала Юнеса
В тот момент, когда добровольцы со всего арабского мира хлынули в Афганистан, Бельхадж основал группу ливийских боевиков под названием «Исламский боевой отряд». «Мы были в Афганистане, чтобы сражаться бок о бок с афганским народом против Советов, как это делало в то время множество других стран, в том числе Франция и США. Мы были на стороне Запада», - объясняет он.
По возвращении в Ливию Бельхадж и его отряд направили оружие против режима Каддафи, за что безжалостно преследовались войсками генерала Абделя Фаттаха Юнеса. В 2011 году генерал решил перейти в лагерь ливийской революции и без особого успеха командовал армией мятежников до 28 июля, когда его убили в Бенгази при невыясненных обстоятельствах (наиболее распространенная теория – месть со стороны исламистов).
«Мы не были связаны с мировым джихадом, мы всего лишь боролись против диктатуры Каддафи в Ливии», - сказал он. Тем не менее, в ЦРУ не стали вдаваться в детали. В 2004 году Бельхадж был задержан в аэропорту Куала-Лумпура, а затем передан малазийскими властями в руки американцев. По его словам, на самолете ЦРУ его переправили в Таиланд, где его пытали два американских агента.
В то время режим Каддафи тесно сотрудничал с Западом в борьбе против терроризма, и Бельхаджа передали ливийским властям. Он оказался в печально известной тюрьме Абу Салем в пригороде Триполи и провел там шесть лет, по большей части в полной изоляции.
Боевой опыт
Как бы то ни было, в 2010 году он вышел на свободу благодаря политике милосердия, которую отстаивал сын Каддафи Сейф аль-Ислам. Сидевшие за решеткой исламисты получили помилование в обмен на официальный отказ от подрывной деятельности против режима. Одним из авторов этого соглашения стал Мустафа Абдель Джалиль, в то время министр юстиции в режиме Каддафи, который впоследствии стал председателем Переходного национального совета страны.
Бельхадж отступился от своего обещания после начала протестного народного движения в феврале 2011 года и присоединился к мятежникам. В лагере сторонников революции, которая очень быстро переросла в вооруженное восстание, исламисты (в том числе и Бельхадж) могли похвастаться боевым опытом, которого не было у большинства ливийских революционеров. Получив на этот раз поддержку Запада, Бельхадж и его люди объединили повстанцев в горах Джебель-Нефуса и сыграли ключевую роль в операции, которая завершилась в конце августа взятием Триполи. Бывший боевик официально превратился в союзника Запада.
Правда ли он изменился?
«В Дохе я встретился с несколькими представителями НАТО, в том числе высокопоставленным французским генералом, - говорит Абдель Хаким Бельхадж. - Разговор был очень теплым. Я поблагодарил его за оказанную Францией помощь. Президент Саркози принял смелое решение, когда поддержал ливийский народ и защитил мирное население. Благодаря Франции удалось предотвратить бойню в Бенгази. Мы также обсудили перспективы сотрудничества Ливии и Европы, чтобы обеспечить мир и безопасность в Северной Африке».
Действительно ли бывший исламист смог так измениться? Все возможно, ведь мусульманский мир едва ли менее подвержен изменениям, чем другие, пусть даже речь идет в первую очередь о тактических соображениях. Кроме того, немалой частью своего успеха ливийская революция, которую вели вперед исламисты и либералы, бывшие сторонники Каддафи и его давние противники, обязана союзу этих разных течений, несмотря на все попытки Каддафи добиться раскола и приравнять мятежников в своей пропаганде к «Аль-Каиде».
Хотя между различными группами в восстании по сей день сохраняются трения, их единство все также реально. Бельхадж утверждает, что сам пока еще не думал о будущей политической карьере. «Нужно еще многое сделать в военном плане, еще слишком рано думать о том, что будет дальше», - объясняет он.