Нужно быть по-детски наивным, чтобы всерьез поверить, что арабская весна может повторить мирный и гармоничный путь восточноевропейских революций 1989 года. Перед этими революциями стояла четкая и обдуманная задача: смена одной системы (навязанного извне коммунистического порядка) на другую (демократию и рыночную экономику).
Арабские мятежи в свою очередь нацелены на свержение авторитарных и коррумпированных режимов при том, что революционеры предварительно не договорились о следующем этапе процесса, то есть о формировании нового порядка.
В Тунисе, который не стал заложником этнической, религиозной и племенной напряженности, процесс перехода власти продвигается вперед вполне успешно. После образцово-показательных выборов в стране было сформировано Учредительное собрание и органы исполнительной власти, представляющие три главных политических объединения страны.
Еще по теме: завершим египетскую революцию
В Египте, увы, все происходит с точностью до наоборот. В Каире армия всеми силами цепляется за власть: такое упорство вызывает второй революционный подъем и вспышку насилия. В отличие от Туниса в Египте армия является одним из столпов государства. Все четыре президента (Нагиб, Насер, Садат и Мубарак), которые руководили Египтом с момента свержения монархии в 1953 году, были выходцами из военных кругов. Египетская армия, которая может похвастаться раздутым сверх всякой нормы военным бюджетом и ежегодной американской помощью в размере 1,3 миллиарда долларов, представляет собой нечто большее, чем просто силы обороны: это средоточие промышленной и сельскохозяйственной мощи. В конце января генералы решили принести Хосни Мубарака в жертву манифестантам с площади Тахрир, но сами не собирались отказываться от власти или экономических интересов. Высший совет вооруженных сил хочет прописать в Конституции верховенство военных, что защитит их от любого контроля со стороны гражданских.
Но у египтян больше нет к ним доверия. Добившись отставки Мубарака, сегодня они требуют ухода маршала Тантави, бывшего министра обороны в правительстве Мубарака и нынешнего главы Высшего совета.
Для переходного процесса был установлен жесткий график, парламентские выборы должны состояться уже в это воскресенье, однако манифестанты проявляют нетерпение. Новость об отставке правительства их не успокоила. Они больше не верят, что военные способны уступить власть.
Еще по теме: египетские военные задушили революцию
Для всех сейчас крайне важно, чтобы армия дала гарантии своего участия в переходном процессе, если, конечно, она хочет избежать погружения страны в хаос. Глаза всего арабского мира сейчас обращены в сторону Египта, постреволюционное развитие которого является своего рода проверкой как для стран, где стартовали политические преобразования, так и для тех государств, что еще сопротивляются тенденции к переменам.
Ситуация в настоящий момент тем более неустойчива, что еще одна ключевая страна региона, Сирия находится на грани гражданской войны, которая грозит немалыми рисками в без того взрывоопасной геополитической обстановке. Неизбежная и столь желанная арабская весна переживает свой момент истины.