Как часто убеждаются на своем горьком опыте многие супружеские пары, всеобщего блага можно достичь, просто прислушавшись друг к другу. Этот принцип самоотверженности также применим и к демократиям, особенно к таким, как юная демократия в Египте – стране, достигшей огромных успехов в результате событий арабской весны.
Во вторник, 25 декабря, спустя почти два года после событий на площади Тахрир, египтяне официально начали жить по в целом довольно демократической конституции. Однако это значительное для Ближнего Востока достижение вряд ли можно назвать моделью того, как оппозиционные силы в демократической стране должны вести переговоры друг с другом. Госдепартамент США вынес президенту Мухаммеду Мурси строгое предупреждение, касающееся «срочной необходимости разрешить разногласия, выстроить доверительные отношения и усилить поддержку политического развития».
Многие шаги на пути к конституции, одним из преимуществ которой являются регулярные выборы, не учитывали интересов многочисленных меньшинств Египта – от либеральных секуляристов до коптских христиан. Господствующее Мусульманское братство, чья партия одержала победу на трех национальных выборах, придерживается того мнения, что большинство всегда должно получать то, чего оно хочет – ошибочного мнения, ставшего причиной падения множества демократий.
«Демократия предполагает нечто гораздо большее, чем просто господство большинства», - заявил представитель Госдепартамента Патрик Вентрелл (Patrick Ventrell).
Г-н Мурси, опустившийся до временной тирании для того, чтобы быстро провести новую конституцию, признал в своей речи в среду, что он время от времени допускал ошибки. Только после своей победы он продемонстрировал искреннее желание включить представителей оппозиции в новое правительство.
«У нас нет иного выбора кроме как вступить в диалог, который сейчас крайне необходим», - сказал он, обращаясь к египтянам.
Хотя 63% проголосовавших высказались за принятие новой конституции, явка избирателей была довольно низкой. По некоторым оценкам, лишь каждый пятый гражданин страны, имеющий право голосовать, поддержал проект документа, что можно расценивать как отражение всеобщего отвращения по отношению к деспотичному правлению Мурси, опирающегося на демократию большинства. Кроме того, согласно новой конституции, права меньшинств практически ничем не защищены, а невыбираемый Исламский совет получает чрезвычайно широкие полномочия.
Египет пока только узнает, что республиканская демократия – это всего лишь средство - лучшее из тех, которые пока имеются в нашем распоряжении – для определения всеобщего блага. Она требует найти баланс между правлением большинства и правами меньшинства - даже многие американцы до сих пор этого не понимают.
Конституции по своей природе представляют собой способ установить рабочие принципы, необходимые для управления обществом, такие как базовые свободы, которые большинство не может нарушить. Это способ поставить всеобщее благо над временными интересами отдельного человека или коллективными нуждами. Это институциональная сила, необходимая для поиска общих интересов.
Основатели Америки специально придумали множество преград для правления большинства. Джордж Вашингтон, к примеру, назвал Сенат - в котором два голоса крохотного Род-Айленда не менее значимы, чем голоса всей Калифорнии – блюдцем, необходимым для охлаждения горячего чая популистских законопроектов, принимаемых в Палате представителей. Президентское вето может быть снято только сверхквалифицированным большинством в Конгрессе. А Верховный суд следит за тем, чтобы большинство не посягало на права меньшинств.
Демократии грозит крах и том случае, если у меньшинства будет возможность постоянно использовать право вето. Каждое государство должно найти способ разрешить конфликт между своим большинством и меньшинствами, а также между конституцией и результатами выборов.
В случае с Египтом господствующие исламисты только начинают признавать необходимость правовой защиты прав меньшинств на основании принципа гражданства для всех. И это правильный курс, которого стоит придерживаться, в том числе ради ислама. Результаты опроса общественного мнения, проведенного недавно исследовательским центром Пью, показали, что, по мнению большинства или многочисленного меньшинства, жителей Ближнего Востока и Северной Африки, учение ислама можно трактовать по-разному.
Поскольку демократия продолжает распространяться на Ближнем Востоке, международная группа ведущих мусульманских ученых ведет работу по поиску исламской основы для гражданства и прав меньшинств.
Демократия состоит не из двух волков и овцы, которые пытаются решить, чем им сегодня пообедать. Умение прислушаться к мнению других в рамках демократии помогает воспитать в людях личности в надежде на всеобщее благо. Если Египту удастся добиться этой цели, другие государства арабского мира смогут последовать его примеру.