Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Многополярность на полюсе

Как показывает конференция в Москве, главные конфликты в Арктике, скорее всего, будут разворачиваться не между странами, а между нефтегазовыми компаниями и местным населением.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМеждународный Арктический форум "Арктика – территория диалога"
Международный Арктический форум Арктика – территория диалога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько лет назад эксперты по Арктике собрались вместе, чтобы обсудить потенциальные варианты развития региона. Дискуссия шла в основном о том, как будет выглядеть Арктика через 50 лет с учетом климатических изменений и интенсивной добычи ресурсов.

Несколько лет назад эксперты по Арктике собрались вместе, чтобы обсудить потенциальные варианты развития региона. Дискуссия шла в основном о том, как будет выглядеть Арктика через 50 лет с учетом климатических изменений и интенсивной добычи ресурсов.

Эксперты рассмотрели ряд сценариев - от гонки между странами в области добычи ресурсов до вооруженного конфликта, от защиты природных чудес Арктики до сбалансированной разработки ее богатств, которая принесла бы достаток местному населению. После того, как Россия установила свой флаг на Северном полюсе, СМИ затрубили о том, что в Арктике может начаться новая Холодная война.

Чтобы развеять предубеждения на свой счет, Россия 22-23 сентября провела конференцию под названием «Арктика: Территория диалога», на которой дипломаты и ученые из 15 стран говорили о том, насколько важно сотрудничество для решения проблем Арктики. Официальную атмосферу на конференции помогли создать выступления российского премьер-министра Владимира Путина, князя Монако Альбера II, исландского президента Олафура Рагнара Гримссона (Ólafur Ragnar Grimsson).

По мнению дипломатов, такие успешно действующие инициативы, как Арктический совет, показывают, что конфликты в Арктике могут разрешаться мирно. Недавнее урегулирование пограничного спора между Россией и Норвегией также указывают на возможность мирного решения вопросов о границах.

Существуют серьезные основания полагать, что правительства найдут мирные способы разобраться с претензиями на Арктику. Однако в регионе назревают и другие конфликты – не между государствами, а между крупными нефтегазовыми компаниями и местным населением. Нефтегазовым компаниям все труднее и труднее отыскивать новые месторождения нефти и газа. Это заставляет их либо бурить в более глубоких водах – как, например, в Мексиканском заливе, - либо забираться в отдаленные регионы, такие как Арктика.

Местное население особенно беспокоит вопрос о том, как разработка месторождений скажется на их средствах к существованию и на их культуре. Например, аборигены арктической Аляски живут охотой на морских млекопитающих и опасаются, что бурение на шельфе уничтожит их культуру. Именно поэтому аляскинская эскимосская община Пойнт-Хоуп совместно с экологами выступила против проекта Shell по бурению в Чукотском море. Однако добыча нефти у берегов Аляски считается сейчас одним из самых перспективных проектов в этой области, и, если бы не ужасная трагедия в мексиканском заливе и не связанное с ней решение администрации Обамы остановить бурение в Арктике, Shell начала бы работы уже этим летом.

Shell отказалась прислушаться к призывам местного населения не торопиться с разведочным бурением в Чукотском море и сначала тщательнее исследовать, как оно скажется на китах и прочих морских млекопитающих. В настоящий момент компания не изменила свою позицию и рассчитывает начать работы, как только это станет возможно.

Разлив нефти в Мексиканском заливе стал тревожным сигналом для всех, кого волнует сохранение океана. Аборигены Аляски опасаются, что такой разлив в Арктике уничтожит их «огород» - Северный Ледовитый океан. На ликвидацию последствий того, что случилось в Мексиканском заливе, Соединенные Штаты бросили огромные силы – больше 25 000 человек, больше 3800 судов и более 3 миллионов метров бонового заграждения. Если подобный разлив случится в отдаленных частях Арктики, направить туда такие ресурсы будет невозможно. Тяжелые погодные условия и долгие полярные ночи означают, что должным образом отреагировать на катастрофу, скорее всего, не получится. К тому же нефтяники до сих пор не знают, как бороться с разливом нефти в условиях льдов.

Подобные конфликты, по-видимому, будут все чаще возникать в ближайшие годы по мере того, как сырьевые компании будут запускать в Арктике свои проекты. На московской конференции, Путин заявил, что «ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учёта самых строгих экологических требований». «Это принципиальная позиция правительства Российской Федерации», - добавил он.

Эти слова могут послужить хорошим началом, хотя российские экологи относятся к намерениям Путина со вполне понятным скепсисом – слишком много на их глазах осуществлялось проектов, слабо учитывающих безопасность окружающей среды. В конце концов, именно Путин подписал в январе 2010 года документ, позволяющий целлюлозно-бумажному комбинату загрязнять озеро Байкал – одно из мировых природных сокровищ. А всего месяц назад российское правительство спешно одобрило планы сейсморазведки, которая обычно предшествует добыче нефти и газа, в Арктике и на российском Дальнем Востоке, несмотря на все опасения экологов.

Впрочем, спасибо Путину уже за то, что он призвал очистить Арктику от токсичных отходов с военных баз. Российские экологи говорят об этом не первый десяток лет, так как старые свалки подобных отходов разбросаны по всему российскому Северу. Заявление Путина – хороший признак, российскому правительству осталось только выделить на это необходимые средства. Если это обещание будет выполнено, одно это станет большой победой для Арктики и людей, в ней живущих.

Князь Монако Альбер II, известный энтузиаст арктических исследований, призвал усилить защиту Арктики, и в частности создать в ней морские заповедные зоны. Хотя подобное беспокойство за Арктику со стороны главы средиземноморского княжества выглядит странновато, его участие еще раз указывает на то, что в мире нарастает понимание важности Арктики.

Для того, чтобы осуществить призыв князя Альбера к созданию морских заповедных зон, необходимо нанести на карту и описать культурно и экологически важные области Арктики. В связи с тем, что в Арктике открываются новые судоходные пути, это станет еще более значимым. Международная морская организация обсуждает сейчас проект нового Полярного кодекса, который будет регулировать мореплавание в приполярных регионах. Если в кодекс будут внесены жесткие экологические стандарты, это сыграет важную роль в деле защиты Арктики.

Участники конференции сошлись в том, что Арктика меняется. Изменения климата сказываются на ней и на ее населении сильнее, чем на других регионах. К тому же жизнь ее обитателей, безусловно, дополнительно изменят новые судоходные маршруты и рост добычи ресурсов.

По итогам, российскую инициативу проведения конференции на высоком уровне следует признать удачной. Любую возможность добиться сотрудничества представителей окружающих Арктику стран можно только приветствовать. Тем не менее, что ждет в будущем регион, по-прежнему непонятно. Будет ли это конфликт между крупными нефтяными компаниями и местным населением? Или же местные общины смогут сами определять свое будущее? Мы все так же не знаем, какой будет Арктика. Конференция - это лишь первый шаг, за которым должны последовать реальные действия.

Автор – исполнительный директор Pacific Environment (www.pacificenvironment.org) - общественной организации, занимающейся защитой живой природы Азиатско-Тихоокеанского региона и выступающей за рост роли местного населения в решении экологических вопросов, - и участник московской конференции по Арктике.