Скоро суда смогут беспрепятственно ходить в летние месяцы по открытым водам Северного Ледовитого океана. Тихий гул судовых моторов станет там привычным звуком. Сокращение толстого многолетнего ледового покрова быстро становится реальностью, поскольку более толстый и более старый лед исчезает из этого региона.
Более тонкий и более хрупкий слой сезонного льда, частично заменяющий собой старый и толстый лед, не помеха современным ледоколам и даже контейнеровозам с укрепленной обшивкой. Норвежское грузовое судно уже прошло по Северному морскому пути, сделав это быстрее, чем ожидалось, и не встретив никаких существенных препятствий на маршруте.
Процесс наращивания судоходства в Арктике, включая туризм, пока только начинается. Развитие данной тенденции неизбежно. И это вполне понятно – ведь если вместо маршрута через Панамский канал выбрать Северный морской путь, то расстояние между Тихим и Атлантическим океаном сокращается примерно на треть (около 4000 морских миль).
Последствия будут колоссальными. Вслед за открытием новых маршрутов судоходства в современной истории всегда наступали крупные культурные и политические перемены. Так будет и с Арктикой. Предвестником этих изменений стало то, что по мере отступления летней границы морского льда на север и открытия новых пространств для навигации интересы нефтяных компаний также дрейфуют в северном направлении. Факторы, определяющие эти изменения, носят двоякий характер: нефтяные скважины на юге иссякают, а Баренцево море становится все более доступным.
Уровень политических (и геополитических) конфликтов из-за Арктики пока весьма низок. Но на кону стоит очень многое, и вопрос экологии и сохранения окружающей среды это лишь один из многих актуальных вопросов. В докладе Европейского Союза говорится, что существует «целый ряд разногласий по проблемам, относящимся к юрисдикции международного морского права…» и касающимся морских районов Арктики. Реальность возникновения дисбаланса в Арктике такова, что климатические и политические последствия нестабильности окажутся далеко идущими, возможно даже глобальными (об этом можно прочитать в докладе Арктического совета от 5 апреля 2011 года «Последствия потери морского льда для биоразнообразия» /"The effects of sea ice loss on biodiversity"/).
Потенциал Севера
Ресурсы Арктики огромны и разнообразны. В придонном слое находятся значительные запасы нефти и газа. Теперь также часто говорят и о залежах минералов, особенно редкоземельных, которые пользуются возрастающим спросом после того, как Китай объявил о сокращении их экспорта.
В докладе Геологической службы США за 2008 год говорится, что на дне Северного Ледовитого океана содержится почти 20% общемировых запасов нефти и 30% запасов газа. Большая часть этих месторождений, скорее всего, будет на российской стороне. Но эти цифры и данные отличаются большой неопределенностью, поскольку многие из северных районов так до конца и не исследованы. Детальное картографирование морского дна в Баренцевом море даст если не данные об истинном его потенциале, то более реалистичную картину месторождений.
Здесь весьма важным событием является то, что нефтяной директорат Норвегии объявил 1 апреля 2011 года об открытии самого крупного за последние 20 лет нефтегазового месторождения, сделанном компанией Statoil. Оно расположено в Баренцевом море, а данные предварительного анализа показывают, что там находится от 25 до 40 миллионов кубометров высококачественной нефти и от 2 до 7 миллиардов кубометров газа.
Основная часть Европы зависит от стабильного экспорта газа из России и Норвегии, в связи с чем вопрос о будущих поставках сам по себе связан с безопасностью. И здесь основополагающим является вопрос о том, насколько безопасными будут эти поставки в перспективе. Это лишь одна из возникающих в Арктике проблем, геополитические последствия которой ощущаются в самом центре европейской политики.
Ни для кого не секрет, что Евросоюз стремится обеспечить себе более мощное присутствие на Крайнем Севере. Председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей выступил в октябре 2010 года с речью в Международном полярном фонде (International Polar Foundation), заявив, что ЕС добивается статуса наблюдателя в Арктическом совете. Этот орган, включающий сегодня Данию (в том числе, Гренландию и Фарерские острова), Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию, Канаду, США и Россию, пользуется большим спросом и популярностью. Туда столь же активно пытается попасть Китай.
На встрече в Международном полярном фонде ван Ромпей особо выделил мощное научное присутствие ЕС в Арктике, а также его желание наращивать такое присутствие и дальше. Стремление Евросоюза увеличивать свою роль в регионе нашло отражение в докладе Европарламента «Устойчивая политика ЕС на Крайнем Севере» (официально такая политика была утверждена 20 января 2011 года).
Рост политического интереса к Арктике виден повсюду. Министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере (Jonas Gahr Støre) неоднократно заявлял о том, что вопрос о Крайнем Севере является самой важной сферой интересов норвежского правительства, и что в ближайшем будущем он приобретет новое геополитическое значение. Швеция станет председателем Арктического совета в июне 2011 года, и ожидается, что в этом же году она примет арктическую стратегию. А это может ускорить процесс обретения Евросоюзом статуса наблюдателя в рядах Арктического совета.
Но во всех этих расчетах свою роль будет играть и природа. Она может вмешиваться и даже диктовать политический курс, хотя предугадать характер такого вмешательства трудно, а то и невозможно. Здесь в качестве примера можно привести цунами в Японии 11 марта 2011 года, которое оказало огромное воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране и на международную торговлю.
Но когда речь идет о крупных политических и общественных сдвигах, частое и мощное вмешательство природы в общественные дела и в повседневную жизнь людей учитывают редко. Случай с Северным Ледовитым океаном, этим огромным районом, который неожиданно и внезапно открылся для освоения и эксплуатации, практически не имеет сопоставимых исторических прецедентов. Это можно сравнить с золотой лихорадкой на Клондайке или с борьбой за Африку. А если говорить о современности, то здесь напрашивается параллель с предстоящим соперничеством за Антарктиду. В последнем случае то, как удастся урегулировать арктические вопросы, послужит своего рода прецедентом для освоения южных просторов.
Богатая арена
Значительные ресурсы и проблемы безопасности Арктики обусловили заинтересованность Евросоюза в расширении своего политического присутствия в данном регионе. Пересекающиеся здесь интересы значительны и обширны: Дания, Финляндия и Швеция являются членами как Арктического совета, так и ЕС. А вскоре в Евросоюз может вступить и Исландия.
Позиция самого ЕС по вопросу членства Исландии заключается в том, что здесь подчеркивается «необходимость в скоординированной арктической политике на уровне ЕС, а также возникает стратегический шанс для Евросоюза играть более активную роль и вносить более весомый вклад в многостороннее управление арктическим регионом». Более масштабная цель ЕС заключается в том, чтобы стать «не посторонней организацией» в Арктике.
Для этого есть два наиболее реальных направления деятельности. Первое, это финансирование силами ЕС гигантского судна для полярных исследований Aurora Borealis. Это судно может находиться в Арктике круглый год, проводя исследования в ранее недоступных районах. Такое крупное вложение средств даст ЕС уникальную исследовательскую платформу и увеличит его политическое присутствие. Окончательное решение за Евросоюзом.
Второе, и более обширное направление – это начало масштабной и долгосрочной комплексной программы изучения Арктики, в которой будут объединены силы естественных и общественных наук, включая исследования всех аспектов жизнедеятельности коренных народов.
Следует иметь в виду, что значительная часть Арктики это в научном плане неисследованная территория. Многие из происходящих там биологических и физических процессов мы плохо понимаем, и этот момент был отмечен в докладе Международной океанографической комиссии под названием «Зачем нужен мониторинг Северного Ледовитого океана?» Эти отрасли науки будут играть важную роль в обретении знаний и новом понимании Арктики, а следовательно, дадут нам новые способы для хозяйствования там.
Не менее важное воздействие будет иметь развитие торговли в этом регионе, особенно между соседними государствами. Консорциум Shtokman Development AG, состоящий из трех крупных компаний - Total (Франция), Statoil (Норвегия) и «Газпром» (Россия) – является наглядным тому примером. Консорциум планирует добывать 23,7 миллиарда кубометров газа в год на первом этапе, который должен продлиться 25 лет. Урегулирование пограничных разногласий между Россией и Норвегией в сентябре 2010 года после сорока лет «согласия не соглашаться» совершенно очевидно было связано со Штокмановским месторождением. Это привело в действие целую серию двусторонних соглашений между арктическими государствами в области торговли и политики, став еще одной важной причиной пристального внимания ЕС и Китая к данному региону.
В схватке за Арктику роль первой перчатки играют наука и торговля, но и политика отстает совсем немного. Это новая площадка для взаимодействия, которое в основном, но не исключительно, объединяет восемь арктических государств, предъявляющих здесь свои правопритязания. Одни только размеры арктических нефтегазовых запасов гарантируют этому региону превращение в центр геополитического притяжения, где природоохранные и экологические ставки будут чрезвычайно высоки.
Представление об Арктике как о безлюдной, продуваемой всеми ветрами ледяной пустыне, тесно связанное с идеей о ее незащищенности и экологической уязвимости, глубоко укоренилось в сознании человечества. Тот день, когда такое представление об этом девственном районе исчезнет, станет днем открытия Арктики в ином смысле. И тогда к Северному Ледовитому океану будут относиться как к любому другому океану на Земле.